Философия |
Подобно всем другим живым существам, человек борется за существование. Но если низшие существа борются более или менее слепо, безо всякого осознанного плана и цели, действуя инстинктивно, то человек для понимания условий и смысла борьбы, а также для составления плана и нахождения инструментов, способных обеспечить успех, использует высший дар своего интеллекта. Человек хочет вести свою жизнь в свете познания самого себя и мира, вникая не просто в рассмотрение непосредственных результатов своих деяний, но даже далеко идущих последствий. Таким образом, желание познавать вытекает из разумной природы человека. Философия является попыткой удовлетворить это самое желание осмысливать. Поэтому философия - не просто удовольствие, но необходимость. "Человек живет в соответствии со своей философией жизни, своим пониманием мира, - пишет знаменитый английский писатель. - Это верно даже в отношении большинства беззаботных людей. Без метафизики жить невозможно. Нам дано выбирать не между некой метафизикой и отказом от метафизики, а всегда - между хорошей или дурной метафизикой". Aldous Huxley, Ends and Means. Философия в самом широком этимологическом смысле означает "любовь к знанию". Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека. В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортоксальные (настика). А именно: санскритским словом "астика" обозначале тех "кто верит в авторитет вед", или тех, "кто верит в жизнь после смерти". "Настика" соответственно означает противоположное. Достаточно сказать, что даже такие ортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относится к астике, посколько их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, только школа чарвака - к настике. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед (мимансы и и санкхьи отрицают существования бога как творца мира). Йога тесно примыкает к системы санкхья. Она является применением теории санкхья в практике повседневной жизни. Йога в общем разделяет теорию познания санкхьи, признавая, как и последняя, три источника познания; восприятие, вывод и свидетельство священного писания. Йога признает и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но добавляет к ним веру в бога как верховного "Я", отличающегося от других "Я". Эта система особенна интересна тем, что она практически применяет йогу, считая ее надежным средством достижения вивеканды - разграничительного познания, которое рассматривается в системе санкхья как важнейшее условие освобождение. Значение йоги как важного метода постижения, реализации спиритуалистических истин индийской философии признается почти всеми индийскими системами философии. О важности практического применения йоги говорится даже в ведах, упанишадах, смрити и пуранах. До тех пор пока ум, или интеллект, человека не очищен и не установлен, он не может надлежащим образом понимать что-нибудь в философии или религии. У нас должно быть чистое сердце и светлый ум, если мы стремимся познать и практически применить философские и религиозные истины. Применение йоги - лучший путь самоочищения, то есть очищение тела и интеллекта. Поэтому почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни. |
Статьи.
Метод йоги - постижение скрытой природы реальности
Зарождение и развитие религий.Часть1. Зарождение и развитие религий.Часть2. Развитие и зарождение религий.Часть3. Развитие и зарождение религий.Часть4.
|
|
^ back to top ^ |
||
|