Философия |
Основные положения "Йога-Сутры". Остановимся вкратце на основных положениях Йога- Сутры. Собственно сама Сутра как и позднейшие комментарии на нее (такие как "Вьяса Бхашья", "Шива Самхита", "Гхеранда Самхита" и "Хатха йога прадипика " Сватмарамы Сури (составляют предмет йоги) Йога- Сутра состоит из четырех частей. Это: самадхи пада, садхана пада, кайвалья пада и вибхути пада,- которые разбирают последовательно природу и способы достижения, а также разновидности самадхи; пути, к этому ведущие; обоснование природы освобождения; те эффекты, которые могут быть реализованы при этом. Путь рассматриваемой йоги состоит из восьми ступеней. Целью является достижения состояния самадхи, или "читта вритти ниродха" - "удержание материи мысли от завихрения". При этом суть метода в последовательном устранении движения сначала из области физического, затем -психического и ментального. Итак, после раскола буддизма йога "добралась" в Китай, Японию через Тибет и страны Юго-Восточной Азии, где и приняла свои специфические формы. (дзенская, даосская йоги; вьетнамская йога; внутренние школы ушу и т.д.). Но это уже четвертый этап трансформации йоги, а пятый мы наблюдаем в наши дни, когда йога завоевывает мир в бескровной битве. Но вернемся пока к третьему этапу. Однажды кто-то из журналистов задал Йосифу Бродскому удивительный в своей простоте вопрос: -Как вообще вы относитесь к жизни? Бродский ответил своеобразно: -Жизнь- вообще страшная штука. Вы заметили, чем это обычно кончается? Подобная же пессимистическая интонация (которая, как нам кажется, достаточно обоснована (пронизывает индийское миросозерцание в целом, хотя индийские авторы упрекают всех прочих авторов в чрезмерном выпячивании этой особенности, которое зачастую становится, - по их мнению назойливым. В начале ведийской эпохи еще не существовало четкого различия между ритуалами практической магии (одной из разновидностей ее была йога, которая, как мы уже упоминали, в процессе ассимиляции или взаимной диффузии племен Ариев и местных индийских аборигенов была "проявлена" лишь в эпоху Упанишад) и начатками религиозного сознания. В более поздний период у древних мыслителей возникла и оформилась догадка, что отдельно существуют наблюдаемое тело и ненаблюдаемая душа, которая именно в силу своей загадочности и неуловимости является важнейшей частью человека. .Быть может невидимость души на каком-то этапе развития сознания обосновывалась невидимость субстанции дыхания, которое являлось, -как и пища, - важнейшим атрибутом и условием жизни. В Самхитах уже встречаются легенды о том, что праведные и добродетельные после смерти попадают на небеса, а недостойные - в миры темных бездн. В Брахманах и Араньяках появляются упоминания о том, что человек не уходит совсем, но каким-то образом после смерти остается на земле. А в ранних Упанишавдах сформулированы основные положения будущей теории кармы. Общий, вселенский круговорот переселения душ и материального существования был назван сансарой. Дальнейшие воплощение человека в бесконечной цепи перерождений зависели от степени праведности поступков его при жизни. Чем она выше- тем "выгоднее" будущее воплощение. Но поскольку как утверждали уже авторы Упанишад, -жизнь соткана из страданий (о чем позже во весь голос было заявлено в доктрине буддизма) то, следовательно, в каком бы высшем виде человек не перерождался, он все так же останется подверженным бесконечному страданию. И поскольку эту дурную бесконечность необходимо было пресечь -возникла идея конечного освобождения. Смысл ее в том чтобы раз навсегда прервать последовательность (цепь) перерождений и таким образом выйти из бесконечного круговорота страдания. Такое освобождение в Упанишадах именуется "Мокша". В смутный период - от времени создания Упанишад до возникновения учений буддистов и джайнистов- было множество исканий. Наступила эпоха паривраджаков, -бродячих философов и проповедников, -а также так называемых шраманских учений, которые создавались аскетами и отшельниками. Это было время яростных теоретических битв за выяснения истины, где санкхьяики спорили с локаятиками и вместе потом противостояли ранним буддистам. Как, бы то ни било, со времен Упанишад освобождение от оков материального мира, -сансары, -стало общей целью подавляющего большинства индийских философско-религиозных систем. И практически всегда средством для обретения освобождения являлись методы практической йоги. В системе Патанджали под освобождением понимается самадхи, точнее его высшая форма -Махасамадхи. ^ back to top ^ |
Возврат философия |