Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

Основные положения "Йога-Сутры".

Остановимся вкратце на основных положениях Йога- Сутры. Собственно сама Сутра как  и позднейшие комментарии на нее (такие как "Вьяса Бхашья", "Шива Самхита", "Гхеранда Самхита" и "Хатха йога прадипика " Сватмарамы Сури (составляют предмет йоги)

Йога- Сутра состоит из четырех частей. Это: самадхи пада, садхана пада, кайвалья пада и вибхути пада,- которые разбирают последовательно природу и способы достижения, а также разновидности самадхи; пути, к этому ведущие; обоснование природы освобождения; те эффекты, которые могут быть реализованы при этом.

Путь рассматриваемой йоги состоит из восьми ступеней. Целью является достижения состояния  самадхи, или "читта вритти ниродха" - "удержание материи мысли от завихрения". При этом суть метода в последовательном  устранении движения сначала из области физического, затем   -психического и ментального.

Итак, после раскола буддизма йога "добралась" в Китай, Японию через Тибет и страны Юго-Восточной Азии, где и приняла свои специфические формы. (дзенская, даосская йоги; вьетнамская йога; внутренние школы ушу и т.д.). Но это уже четвертый этап трансформации йоги, а пятый мы наблюдаем в наши дни, когда йога завоевывает мир в бескровной битве.

Но вернемся пока к третьему этапу.

Однажды кто-то из журналистов задал Йосифу Бродскому удивительный в своей  простоте вопрос:

-Как вообще вы относитесь к жизни?

Бродский ответил своеобразно:

-Жизнь-  вообще страшная штука. Вы заметили, чем это обычно кончается?

Подобная же пессимистическая  интонация (которая, как нам кажется, достаточно обоснована (пронизывает индийское миросозерцание в целом, хотя индийские авторы упрекают всех прочих авторов в чрезмерном выпячивании этой особенности, которое зачастую становится, - по их мнению назойливым.

В начале ведийской  эпохи еще не существовало четкого различия между ритуалами практической магии (одной из разновидностей ее была йога, которая, как мы уже упоминали, в процессе ассимиляции или взаимной диффузии племен Ариев  и  местных индийских  аборигенов была "проявлена" лишь в эпоху Упанишад) и начатками религиозного сознания.

В более поздний период у древних мыслителей возникла и оформилась догадка, что отдельно существуют наблюдаемое тело и ненаблюдаемая душа, которая именно в силу своей загадочности и неуловимости является важнейшей частью человека. .Быть может невидимость души на каком-то этапе развития сознания обосновывалась невидимость субстанции дыхания, которое являлось, -как и пища, - важнейшим атрибутом и условием жизни.

В Самхитах уже встречаются  легенды о том, что праведные и добродетельные после смерти попадают на небеса, а недостойные - в миры темных бездн.

В Брахманах и Араньяках появляются упоминания о том, что человек не уходит совсем, но каким-то образом после смерти остается на земле. А в ранних Упанишавдах  сформулированы основные положения будущей теории кармы. Общий, вселенский круговорот переселения душ  и  материального существования  был назван сансарой.

Дальнейшие воплощение человека в бесконечной цепи перерождений зависели от степени праведности поступков его при жизни. Чем она выше- тем "выгоднее" будущее воплощение.

Но поскольку как утверждали уже авторы Упанишад, -жизнь соткана из страданий (о чем позже во весь голос было заявлено в доктрине буддизма) то, следовательно, в каком бы высшем виде человек не перерождался, он все так же останется подверженным бесконечному страданию. И поскольку эту дурную бесконечность необходимо было пресечь -возникла идея конечного освобождения. Смысл ее в том чтобы раз навсегда прервать последовательность (цепь) перерождений и таким образом выйти из бесконечного круговорота страдания. Такое освобождение в Упанишадах именуется "Мокша".

В смутный период - от  времени создания Упанишад до возникновения учений буддистов и джайнистов- было множество исканий. Наступила эпоха паривраджаков, -бродячих философов и проповедников, -а также так  называемых шраманских учений, которые создавались аскетами и отшельниками.

Это было время яростных теоретических битв за выяснения истины, где санкхьяики спорили с локаятиками и вместе потом противостояли ранним буддистам.

Как, бы то ни било, со времен Упанишад освобождение от оков материального мира, -сансары, -стало общей целью подавляющего большинства индийских философско-религиозных систем.

И практически всегда средством для обретения освобождения являлись методы практической йоги.

В системе Патанджали под освобождением  понимается самадхи, точнее его высшая форма -Махасамадхи.                                             

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz