Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

Обретение единства.

Большинство людей  даже не осознают своей потребности в приспособлении.  Они   живут  с  иллюзией,  что  они  следуют  своим  собственным   идеям   и наклонностям,  что они оригинальны,  что они  приходят к  своим убеждениям в результате собственных раздумий - и  что это  просто так получается, что их идеи  схожи  с  идеями  большинства.  Согласие  всех служит  доказательством правильности "их" идей. Поскольку все же  существует потребность чувствовать некоторую индивидуальность,  то такая потребность удовлетворяется при помощи незначительных отличий: инициалы  на  сумке или свитере, вывеска с названием банковского  кассира, принадлежность  к  демократической  или,  напротив,  к республиканской партии, становятся выражением индивидуальных  отличий. Рекламируемый лозунг "это другое"  показывает  эту патетическую потребность в отличии, тогда  как в действительности оно здесь малосущественно.

Единение  посредством  приспособления не бывает сильным  и бурным.  Оно осуществляется  тихо, диктуется  шаблоном  и именно по  этой  причине часто оказывается   недостаточным  для  усмирения  тревоги   одиночества.   Случаи алкоголизма,  наркомании,  эротомании и  самоубийств в современном  западном обществе  являются симптомами  этой относительной неудачи в  приспособлении. Более того, этот выход из проблемы затрагивает, в основном, ум, а не тело, и потому он  не идет ни в какое сравнение с оргиастическим  решением проблемы. Стадный конформизм  обладает  только  одним достоинством:  он стабилен, а не периодичен. Индивид  осваивает образец  приспособления в  возрасте трех-пяти лет,  и в  последствие  уже  никогда  не утрачивает контакта со стадом. Даже похороны воспринимаются человеком как свое последнее значительное социальное дело, совершаются в строгом соответствии с образцом.

 В  добавление  к   приспособлению,  как   пути  спасения  от   тревоги, порождаемой одиночеством, следует учитывать другой фактор современной жизни: роль шаблона работы и шаблона развлечений. Человек  становится, как говорят, "от девяти до пяти", частью  армии рабочих или бюрократической армии клерков и управляющих. У  него  мало инициативы, его  задачи предписаны организацией данной  работы, и существует мало различия  даже  между  теми,  кто на верху лестницы,  и  теми,  кто  внизу.  Все  они  выполняют  задачи,  предписанные структурой  организации,  с предписанной  скоростью и в предписанной манере. Даже  их  чувства  предписаны:  бодрость,  терпимость,  надежность,  чувство собственного  достоинства  и способность  без трений вступать  в  контакт  с другими  людьми.  Развлечения  тоже  сходным  образом заданы,  хотя и не так жестко.  Книги  выбираются книжными  клубами, фильмы  и зрелища -  хозяевами театров и кинотеатров, которые  оплачивают рекламу. Отдых тоже унифицирован: в воскресенье автомобильная  прогулка,  сбор у телевизора,  партия  в карты, дружеская вечеринка. От рождения до смерти, от субботы до субботы, с утра до вечера - все проявления жизни заданы заранее  и подчинены шаблону. Как может человек,  захваченный  в  эту  сеть  шаблона,  не  забыть,  что  он человек, уникальный индивид, тот единственный, кому дан его единственный шанс прожить жизнь,  с надеждами и разочарованиями, с печалью и  страхом, со  стремлением любить и ужасом перед уничтожением и одиночеством?

 Третий  путь обретения единства  состоит в  творческой  деятельности, в том,  чтобы стать  артистом или  мастером.  В любом  виде  творческой работы творческий  человек объединяет  себя  со своим  материалом, репрезентирующим внешний мир. Единение,  достигаемое   в  созидательной   работе,  не   межличностное единение,  достигаемое  в  оргиастическом слиянии,  -  преходяще  единение, достигаемое приспособлением - это только псевдоединение. Следовательно,  они дают  только частичные  ответы на проблему существования. Полный  ответ -  в достижении межличностного единения, слияния с другим человеком, в любви.

 Желание межличностного слияния - наиболее мощное стремление в человеке. Это  наиболее   фундаментальное  влечение,  это  сила,  которая   заставляет держаться вместе членов  человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в  его  достижении  ведет  к  безумию или уничтожению - уничтожению  себя  и других. Без любви человечество не могло бы  просуществовать и дня. Однако ж, если мы  называем достижение межличностного союза любовью, мы сталкиваемся с серьезной трудностью. Слияние может быть достигнуто  различными способами, и различие  их  имеет  не  меньше  значения, чем  то  общее,  что  свойственно различным формам любви. Все ли они должны  называться любовью? Или мы должны сохранить слово "любовь" только для особенного  вида единения, которое имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических  религиях  и  философских системах прошедших четырех тысячелетий истории Запада и Востока?

 Как  и  во  всех  семантических  проблемах,  ответ  может  быть  только произвольным. Важно, чтобы  мы  знали, какой вид единения  мы  имеем в виду, когда  говорим о  любви.  Или мы имеем  в виду  любовь,  как зрелый ответ на проблему  существования, или мы  говорим о незрелых  формах  любви,  которые могут быть  названы симбиотическим  союзом. 

                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz