Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

 

Успенский. Что такое развитие? Часть2

Что такое развитие? И что мы имеем в виду, когда говорим, что человек может стать другим существом? Или, другими словами, какого рода изменение возможно в человеке и как и когда это изменение начинается?

Уже говорилось, что изменение начинается в рамках тех возможностей, которые человек сам себе приписывает, но которыми в действительности не обладает.

Это значит, что человек, прежде чем сможет приобрести какие-то новые силы и способности, должен по-настоящему развивать в себе те качества, обладание которыми он себе приписывает и по поводу которых питает одну из самых больших возможных иллюзий.

Развитие не может начаться с обмана самого себя или с заблуждения. Человек должен знать, что он имеет и чего не имеет. Это значит, что он должен понять, что он не обладает теми качествами, которые он приписывает самому себе, то есть способностью делать, индивидуальностью, или единством, постоянным эго и вдобавок Сознанием и Волей. Человеку необходимо понять это, потому что до тех пор, пока он верит, что он обладает этими качествами, он не сделает правильных усилий для их приобретения, точно так же, как человек не купит дорогих вещей и не заплатит за них много денег, если он думает, что он уже владеет ими.

Самым важным и самым обманчивым из этих качеств является сознание. И изменения в человеке начинается с изменения в его понимании смысла сознания и с того момента, когда он постепенно научится управлять им.

Что такое сознание?

В большинстве случаев в обычном языке слово “сознание” принято как эквивалент слова “интеллект” в смысле умственной активности.

В действительности сознание есть частный вид “осознания” в человеке, не зависящий от активности мозга, прежде всего -осознание себя самого, осознание того, кто он есть, где он находится, и затем, осознание того, что он знает, чего не знает и так далее.

Только сам человек может знать, является ли он “сознательным” в данный момент или нет. Это было доказано давно одной из школ европейской психологии, которая понимала, что только сам человек может знать определенные вещи о самом себе.

В применении к вопросу о сознании это значит, что только сам человек может узнать, существует ли у него сознание в данный момент или нет. Это значит, что присутствие или отсутствие сознания в человеке не может быть доказано наблюдением за его внешними действиями. Как я уже сказал, этот факт был установлен очень давно, но важность его никогда полностью не была понята; потому что его всегда связывали с пониманием сознание как умственного процесса, или умственной активности. Если человек вдруг осознает, что до данного момента реализации он не был сознательным, и затем забывает об этом -или даже если он помнит об этом, -это еще не сознание. Это только память о моменте “озарения”

Теперь я хочу обратить ваше внимание на другой факт, который был пропущен всеми современными психологическими школами.

А именно, что сознание в человеке -что бы не понималось под этим словом - никогда не пребывает в одном и том же состоянии. Оно либо есть, либо его нет. Высшие моменты сознания создают память. Других его проявлений человек просто не запоминает. Это больше, нежели что-либо другое, поддерживает в человеке иллюзию непрерывного сознания, или непрерывного осознания.

Некоторые современные психологические школы отрицают сознание, отрицают даже необходимость такого понятия, но это просто экстравагантность непонимания. Другие школы, если их можно считать таковыми, говорят о состояниях сознания. Имея в виду мысли, чувства, двигательные импульсы и ощущения. В таком подходе проявляется фундаментальная ошибка смещения сознания с психическими функциями. Но об этом позже.

В действительности современное знание в большинстве случаев все еще доверяет старому представлению, по которому сознание не имеет ступеней. Это предположение, несмотря на все поздние открытия, противоречившие ему, приостановило возможные наблюдения изменений в сознании.

Дело в том, что сознание имеет вполне отчетливые степени, которые можно видеть и наблюдать в себе.

Первое -это длительность сознания, то есть время владения человеком сознанием.

Второе -это частота появления -как часто человек бывает в сознании.

Третье -протяженность и глубина того, что человек осознавал. Этот показатель может значительно варьировать по мере роста человека.

Если взять только два первых показателя, мы сможем понять мысль о возможной эволюции сознания. Эта идея связана с фактом, хорошо известным старым психологическим школам, например авторам “Добротолюбия”, но совершенно опущена в европейской философии и психологии последних двух-трех веков. Суть этого факта в том, что сознание можно сделать непрерывным и контролируемым с помощью особых усилий и специального обучения.

Я постараюсь объяснить, как можно изучать сознание. Возьмите часы и посмотрите на секундную стрелку, стараясь осознать себя и концентрируясь на мысли: “Я -Петр Успенский (такой-то)”, “Сейчас я здесь”. Старайтесь ни о чем другом не думать. Просто следите за движением секундной стрелки и сосредоточьтесь на себе, своем имени, существовании и местонахождении. Отбросьте все другие мысли.

Вы будете, если вы настойчивы, в состоянии сосредоточится на этих мыслях в течении двух минут. Это -предел вашего сознания. Если вы попытаетесь вскоре повторить эксперимент, то во второй раз он окажется труднее.

Этот эксперимент показывает, что человек в естественном состоянии с большими усилиями способен на осознание одного предмета (самого себя) в течении двух или менее минут.

На основании этого эксперимента самое важное, что можно заключить, что человек не осознает самого себя. Иллюзия самосознания создается памятью и мыслительными процессами.

Например, человек идет в театр. Если это для него привычно, он не придает особого значения своему пребыванию в театре, притом что он может видеть происходящее, наблюдать, наслаждаться представлением или быть им недовольным, запомнить его, помнить встреченных людей и так далее.

Приходя домой, он вспоминает, что был в театре и, конечно, думает, что делал это осознанно. У него нет никаких сомнений в своем сознании, и он не понимает, что его сознание может полностью отсутствовать, несмотря на то, что он может разумно себя вести , думать, смотреть.

В целом, человек располагает четырьмя состояниями сознания. Вот они: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание. Несмотря на то что человек обладает этими четырьмя состояниями сознания, на самом деле он живет только в двух из них: одна часть жизни проходит во сне, а другая -в так называемом бодрствовании, хотя на самом деле состояния бодрствования очень мало отличается от сна.

В обычной жизни человек ничего не знает об “объективном сознании”, и это невозможно проверить экспериментально. Третье состояние, или         ” самосознание”, человек приписывает самому себе; он считает, что он обладает самосознанием, хотя на самом деле он может осознавать самого себя только в очень коротких вспышках самосознания. И даже в таком случае он, вероятно, не отдает себе отчет в этом, поскольку не знает, каков смысл самосознания, даже если бы оно у него было. Эти вспышки сознания возникают в исключительные моменты, в очень эмоциональных состояниях, в момент опасности, в новых и неожиданных обстоятельствах и ситуациях или иногда в обычные моменты, когда ничего особенного не случается. Но в привычном, или “нормальном” состоянии человек не контролирует их.

Если рассматривать моменты нашей памяти, то фактически мы помним только моменты сознания, хотя не отдаем себе отчета в этом. Что означает память в техническом смысле, различные виды памяти, которыми мы обладаем, я объясню позже. Сейчас я просто хочу обратить ваше внимание на наблюдение вами вашей собственной памяти. Вы заметите, что вы помните разные вещи по-разному. Некоторые вещи вы помните очень живо, отдельные -очень плохо, а какие-то -совсем не помните. Вы только знаете, что они произошли. Вас удивит, когда вы узнаете, как мало вы фактически помните. И это происходит потому, что вы помните только те моменты, когда вы были сознательны. Поэтому, говоря о третьем состоянии сознания, можно сказать, что моменты самосознания случайны для нас, и они оставляют яркие воспоминания об обстоятельствах, сопутствующих им, но мы не контролируем их. Они приходят и уходят сами собой, находясь под контролем внешних обстоятельств, случайных ассоциаций или эмоциональных воспоминаний.

Возникает вопрос, возможно ли приобрести контроль над этими мгновенными проблесками сознания, вызывать их чаще, сохранять их дольше или даже сделать их постоянными? Другими словами, возможно ли стать сознательным?

Это важный момент, и его необходимо понять в самом начале исследования, поскольку даже теоретически он был полностью упущен всеми без исключения современными психологическими школами.

Используя правильные методы и надлежащее направляя усилия, человек может приобрести контроль над сознанием и осознать самого себя, со всеми вытекающими из этого последствиями. А каковы эти последствия, в нашем нынешнем состоянии мы даже не можем себе вообразить.

Только поняв эти предпосылки, становится возможным серьезное изучение психологии. Оно должно начаться с исследований препятствий на нашем пути к самосознанию, потому что сознание может начать развиваться только после того, как преодолены хотя бы некоторые из них.

В следующих лекциях я буду говорить об этих препятствиях, главным из которых является наше невежество по поводу самих себя и ошибочное убеждение в том, что мы знаем себя, по крайней мере, до некоторой степени и можем быть уверены в самих себе, когда, в действительности, мы совершенно не знаем себя и не можем быть уверены в себе даже в малейших вещах.

Мы должны понять, что психология фактически означает самоизучение. Это второе определение психологии. Нельзя изучать психологию, скажем, как астрономию, то есть вне самого себя.

И в то же время каждый должен изучать себя, как изучают новую и сложную машину. Необходимо знать части этой машины, ее главные функции, условия правильной работы, причины неправильной работы и многие другие вещи, которые трудно описать, не пользуясь специальным языком, который также необходимо знать для изучения машины.

У человеческой машины есть семь различных функций:

1.Мышление (или интеллект)

2.Чувства (или эмоции)

3.Инстинктивная функция (вся внутренняя работа организма)

4.Двигательная функция (вся внешняя работа организма, движение в пространстве и т.д.).

5.Пол (функции двух принципов: мужского и женского во всех их проявлениях).

6-7.Кроме пяти этих существуют еще две функции, не имеющие названия в повседневном языке и появляющиеся только в высших состояниях. Первая -высшая эмоциональная функция, которая появляется в состоянии самосознания, и вторая -высшая умственная функция, появляющаяся в состоянии объективного самосознания. Поскольку мы находимся не в этих состояниях сознания, то мы не можем изучать эти функции или экспериментировать с ними, и мы узнаем о них только через тех, кто достиг и испытал их.

В религиозной и философской литературе разных народов существует много намеков о высшем состоянии сознания и о высших функциях. Дополнительная трудность в истолковании этих упоминаний возникает в результате отсутствия разделения между высшими состояниями сознания. То, что называется самадхи, или экстатическим состоянием, или просветлением, или в более современных работах “космическим сознанием”, может относится к тому и другому -иногда к случаям самосознания, а иногда к проявлению объективного сознания. Странным может показаться то, что мы имеем больше материала, чтобы судить о высшем состоянии, то есть об объективном сознании, нежели для того, чтобы судить о промежуточном состоянии, то есть самосознании, хотя первое может придти только за вторым.

P.D.Ouspensky Psychology of Mans Possible Evolution. L., 1937                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz