Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

Что же касается чудес...

Указывая пути достижения "сверхчеловеческих умений" или сиддхи, Патанджали говорит, что стремящийся к освобождению должен должен  оставить эти необычные свойства, чтобы идти к настоящей цели -освобождению.

О каких же конкретно чудесах идет речь, что это такое -вибхути или сиддхи ?

Радхакришнан отмечает: "Они побочный продукт высшей жизни. Они являются цветами, которые мы  можем срывать по дороге, хотя истинный искатель не сходит со своей дороги, чтобы собрать их."(Индийская философия, т.2).

Шри Ауробиндо говорит: "Все чудеса -это не что иное, как обратная сторона нашего бессилия". (Сатпрем).

Широко известно высказывание Вивекананды: "Чтобы стать йогом, надо помешаться на йоге".

Б.Л.Смирнов отмечает: "Древние индийские мыслители... практически прекрасно владели явлениями запредельного торможения и знали технику создания доминанты в различных этажах нервной системы" (Нараяния, 159,17).

Далее он говорит что, например, пратьяхара есть торможение анализаторов, которое обычно переходит в запредельное торможение. "Задача состоит в том, чтобы сохранить активным отдельный очаг возбуждения (доминанту) в коре, который по закону Веденского-Ухтомского поглощает энергию сопряженных центров".

"Требуя состояние турья, йога настойчиво предупреждает, что препятствием к нему являются сон и сновидения. Ближе всего понятие турья подходит к состоянию, которое Павлов назвал "частичным торможением коры" (там же, 251,17).

Турья -и есть, собственно, то "четвертое состояние" (после бодрствования, сна со сновидениями и без сновидений) которые отождествляются с самьямой.

Итак, самьяма есть не что иное как различные степени или стадии  торможения (изменения активности) коры мозга или отдельных его участков. Понятно что при этом меняется как биохимическое состояние самого мозга, так и вегетативной нервной системы.

Мозг переходит в новые для себя режимы функционирования, главной особенностью которых является ослабление (с какого то момента) анамнестического барьера, границы между сознанием и бессознательным.

Существует, по видимому, два основных пути достижения трансовых состояний. Путь бхакти -"силовое" навязывание мозгу непривычных режимов деятельности "сверху", неистовой верой и усилиями воли. Известно, что, например у Рамакришны во время экстазов сквозь поры кожи выступала кровь, также бывали кровотечения из неба. То есть организм переживал колоссальной силы вегетативное потрясение, которое конечно же не могло пройти бесследно. Умер Рамакришна именно от рака горла, который был результатом многочисленных раздражений неба в зоне вертикальной проекции гипоталамуса.

Собственно говоря -экстазы такого "происхождения" или технологии имеют априори разрушительный характер, и потому нас интересовать не могут. Разве что в чисто познавательном аспекте. Экстазы эти сродни тем процессам, которые (как показал Леви-Строс в "Структурной антропологии".стр.148) развиваются в организме человека определенного типа культуры, приговоренного к смерти посредством заклинания или колдовства. Без видимых причин у совершенно здорового физически субъекта происходит резкое уменьшение объема крови и падение кровяного давления на фоне быстро нарастающей проницаемости капилляров. И уже в результате этого возникают как внешние, так и внутренние кровотечения.

В первом случае -с трансом по типу бхакти -сосудистая система не выдерживает безумного перенапряжения, вызванного сверхсильным переживанием радости. Во втором -сходный эффект имеет место в результате смертельного, парализующего страха. Как можно видеть -по эффекту воздействия крайности сходятся.

Путь традиционного, последовательного достижения измененных состояний сознания в самьяме йоги более точен, детален и при грамотном применении не таит в себе опасности. Подчеркиваем -при грамотном !

Нейрофизиологам и нейрохирургам известны из многолетних клинических наблюдений необычные способности, которые иногда возникают у людей с различными органическими поражениями мозга. (см.Брагина и Доброхотова: "Функциональные асимметрии человека").

Больные иногда способны видеть сквозь непрозрачные перегородки; воспринимать запахи зрением; чувствовать вкус и цвет на ощупь и т.д. Причем -факты эти строго документализированны и не могут быть поставлены под сомнение.

Другое дело -что "способности" эти становятся результатом патологических режимов функционирования мозга, вызванных, как правилом, опухолями.

Но кто сегодня докажет с определенностью, что аналогичные "по результатам" режимы работы нельзя в здоровый мозг ввести искусственно ?!

Более того, если подобные виды деятельности может демонстрировать пораженный болезнью и ослабленный, потерявший часть и мощности, и резервов, то что можно ожидать от целостного мозга, тренированного специально ? Более того, громадная избыточность здорового мозга как раз свидетельствует о том, что количество возможных режимов работы или, если угодно -спектр действия (продуцирующего конечный полезный результат в какой бы то ни было форме) видимо трудно представим.

Если братья Стругацкие в своих книгах пробуют показать возможные перспективы вертикального прогресса человечества, то академик Казначеев утверждает, что контакт обитателей Земли с иными формами жизни не то что произошел, но был всегда, поскольку на земном шаре развились две формы жизни по крайней мере.

"Таким образом появляется возможность говорить о сочетании известной белково-нуклеиновой формы живого вещества (на Земле -В.Б.) и полевой (от слова "поле") его формы  (или спектра таких форм)".

Казначеев обосновывает "участившиеся" случаи контактов человека с параллельными формами жизни тем, что за последние годы самоубийственное поведение человечества в экологическом плане начало представлять опасность и для этих параллельных форм, ибо Земля является местом общего проживания.

Непонятно, правда, почему эти формы жизни по отношению к человеку непременно должны считаться высшими, как и то, почему спектр производимых человеком изменений условий существования на планете Земля должен непременно затронуть их благополучие. Если уж они такие могущественные и ушли в своем развитии  так далеко вперед, то гораздо более эффективным с их стороны было бы влияние на массовое сознание, нежели пугающие "появления" то здесь, то там совершенно случайным людям.

С нашей точки зрения нет необходимости в привлечении гипотез об избирательном влиянии на развитие мозга человека локальных возмущений внешней среды, которые непременно привели к тому, что в неизвестный момент времени совершился качественный переход от компьютерных законов организации мозговых структур к полевым. На наш взгляд подобное предположение противоречит известному принципу Оккама.

С таким же успехом можно допустить, что "спусковым крючком" для  предполагаемой В.П.Казначеевым смены качества нейроструктуры мозга (или принципов ее организации работы) могли бы послужить сильные и необычные отклонения состояния сознания, достигаемые через практику йоги, при многократном воспроизведении таких отклонений.

Если бы автор данного выпуска имел возможность выступить в роли писателя-фантаста, он бы свободно позволил себе отчаянную гипотезу. А именно: тот самый параллельный мир, о котором заявляет академик Казначеев, давно и навсегда обогнавший нас в развитии, специально изобрел и в незапамятные времена "подсунул" человечеству Йогу как средство выхода из тупиков к альтернативным методам и путям развития.

Если же говорить об альтернативных состояниях, именуемых самьямой то, "познакомившись" с ними мозг субъекта не может сохранить прежнее качество, оно становится иным, с параллельным расширением возможностей. Потому что практика йоги -это всегда добавление к тому, что уже было у человека, во всех смыслах, как относительно тела, так и сознания.

К сожалению мы не располагаем материалом, что даже в самой Индии, где практика йоги зародилась и развивалась тысячи лет, происходила бы какая-то наследственная передача способностей к психофизиологической само регулировке. Великим йогам каждого нового поколения каждый раз приходилось проходить путь с самого начала (пусть даже под руководством не менее великих), заново овладевать мастерством.

Кроме того сам ход эволюции не реализовал почему-то полевой информационно-энергетической связи между носителями жизни. Зачем, допустим, волку в тайге или полярной тундре пробегать десятки километров в день чтобы не околеть с голоду, хотя проще было бы наверняка "засечь" пищу "шестым" чувством ?

Как мы уже неоднократно отмечали, несмотря на все трудности глубокого овладения психорегулировкой  йоги она тысячи лет почиталась высшей и святой разновидностью человеческих занятий. Безусловно, это должно быть связано с тем, что какой то процент людей, овладевших психорегулировкой, получал необычные способности и возможности использовать их. С какой целью -представить трудно, как и невозможно сказать -может ли она вообще существовать.

Возвращаясь же к гипотезе В.П.Казначеева, мы хотим лишь отметить, что с вероятностной точки зрения возможность существования на Земле узкого сообщества отличного от нашего разума отвергать нельзя. Другое дело -какова  величина математического ожидания подобной вероятности.

Пора, однако, уходить от высоких материй, от "тонкого штиля" к грубой повседневности, хотя это может быть и противно. С удивительной меткостью написал Арсений Тарковский:

Порой по улице идешь

И вдруг -нахлынет ниоткуда,

И по спине пройдет, как дрожь,

Бессмысленная жажда чуда...                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz