Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

  

Самадхи.

Все наши размышления имеют своей целью так или иначе высветить подступы к самадхи.

Рассмотрим условия созерцания "первого" и "второго" родов в дхьяне, т.е. проблемы созерцания спонтанного либо запрограммированного материала.

В обычных процессах познания "участвует" три "компонента":

-познающий субъект (воспринимающий -грахака);

-познаваемый объект (воспринимаемое -грахья);

-процесс осознавания первым второго (восприятие -самвитти).

Именно такие категории рассматриваются в "Сарва -даршана -сиддханта -санграхе" Мадхавачарьи. И пусть в данном случае мы имеем дело с классификацией школы йогачаров (буддизм махаяны), но приведенные три категории являются совершенно инвариантными для любой представимой системы мышления.

По определению даже относительно глубоких стадий созерцания обдумывание созерцаемого материала - рефлексия - полностью исключена. В культуре чаньской медитации это носит название "не -мысль", -наблюдение потока образов абсолютно отстранено, без "зацепки" внимания на проходящем образе. Если внимание "связалось" с каким-либо образом, -поток тормозится, наступает связанность, порожденная обдумыванием.

Иными словами созерцатель должен соответствовать своему названию как можно точнее. В тишине и само углублении, без каких- либо помех субъект должен совершенно бесстрастно, если не сказать более чем равнодушно, наблюдать то, что появляется на внутри психическом  экране, не стараясь понять, что же именно там происходит. Просто надо "смотреть", присутствовать при "прохождении" по экрану чего угодно.

Запрет на обдумывание, разглядывание и понимание созерцаемого материала есть первый этап снятия рефлексии, противопоставления субъект- объект, деления на того кто наблюдает и кого наблюдают. Пусть даже это будет наблюдением за самим собою в зеркале.

Итак, созерцатель лишь присутствует при том, что разворачивается в сознании, т.е. созерцание есть присутствие. И ничего больше. Но когда существует контроль осознание присутствия -это неглубокое созерцание или медитация, как теперь говорят в народе. Когда контроль присутствия забыт напрочь, -это глубокое созерцание.

При этом ум или, если угодно -сознание превращается в зеркало, просто отражающее все что происходит перед "внутренним  взором".

И здесь мы приходим к очередному парадоксу. Зеркало отражает абсолютно все, что перед ним стоит или движется.

Пусть адепт созерцает летний день и открывающуюся перед ним картину природы, либо поток образов, спонтанно рвущихся из глубин сознания и бессознательного -он, адепт, и абсолютно открыт в процессе созерцания (зеркало отражает все!), и абсолютно закрыт: между зеркалом и созерцаемым встать невозможно. На фоне движения (если поток образов имеет место) статичная конфигурация просто "не будет замечена" как выпадающая из ряда при восприятии только движения потока. При отражении статичной "картины" не будет замечена уже движущая "мишень".

Между зеркалом и отражаемым в случае глубокого созерцания встать невозможно! Если сознание зарегистрирует помеху, -процесс созерцания будет немедленно прекращен

Если, допустим, сознание просто "выключилось". То тогда оно не воспринимает происходящее перед глазами либо внутренним взором. В случае же созерцания имеет место однозначное соответствие отражения. Это подобно движениям прибора, копирующего чертеж: любая линия, изгиб ее, перелом - вызывает  то же самое на чистом листе, -однозначное соответствие.

То же возможно в движении. Настоящие мастера у-шу не ведут поединок в традиционном смысле этого слова. На самом деле два человека образуют равновесную систему, где каждый отражает друг друга. Через какое-то время им обеим может перестать быть понятным кто же "нападает", а кто "защищается", -на самом деле выпад рукой одного синхронно влечет за собой уход другого, но система в каждой момент времени находится  в равновесии. И лишь когда  один из двух нарушает это равновесие -он проигрывает.

Неважно, что назвать в данном случае нарушением: умысел или отсутствие оного.

Так же как невозможно встать между двумя каратистами, ведущими  поединок (тогда он тут же прекратится), так -в случае созерцательной практики -быть посредником между зеркалом (сознанием созерцателя) и тем что оно отражает (потоком внутренних образов либо изменениями окружающей созерцаемой действительности).

Кроме всего прочего происходит своеобразная селекция, настройка (зеркала) на природу и динамику изменений созерцаемого материала. Все что находится за пределами созерцаемой "темы"  -не воспринимается вообще. Сознание полностью поглощено непрерывностью процесса отражения и, при всей кажущейся полной открытости, недоступно каким бы то ни было влияниям извне.

Это, конечно,  имеет место лишь при полном освоении процесса созерцания, когда достигнута его устойчивость.

Далее. Поскольку бодрствующее сознание при созерцании (совершенном)полностью поглощено процессом отражения и самосознание отсутствует, то постепенно исчезает само понятие границы раздела или разницы между созерцателем и созерцаемым, между наблюдателем и наблюдаемым, между действием и объектом  действия. Когда такая потеря "разницы" произойдет, то процесс , следовательно, "вышел" на стадию дхьяны. И неважно, что созерцается, "статика" (остановленный образ) или "динамика" (движущийся образ). Но отметим только, что созерцание неподвижного образа будет глубокой дхьяной.

Что же произойдет дальше ? Образ "застыл", сознание полностью "сцеплено" с ним,  субъект не помнит кто он есть и что он есть вообще.

Здесь дхьяна будет, очевидно, плавным образом "начинать становится" состоянием самадхи. Пока есть знание или память о том. Что наличествует отождествление с чем-то, существует ощущение отождествленного присутствия -это будет сампраджнята самадхи -имеющие форму мысли.

Но когда исчезает любое различение, память о собственном "я", процесс мышления полностью останавливается -это будет Асампраджнята самадхи -не имеющие форму мысли.

Напомним слова Шри Ауробиндо: "Неподвижность -это основа... , а безмолвие -это условие... "(Сатпрем, 247).

Быть может по аналогии с остановленным движением глазных яблок, когда человек "видит" вместо многообразия мира один только светло серый "нуль -цвет", память сознания (пусть заторможенного -в самадхи) регистрирует ту "синеватую глубину", о которой говорит Мира  Ришар, комментируя способы управление сознанием в йоге Ауробиндо. Или то "золотистое сияние", которое есть при этом не что иное, как  Космос открывшийся в глубине ?

Здесь достаточно неясностей и открывается, к сожалению, слишком большой простор для домыслов. Систематической, многолетней научной регистрации по целенаправленному наблюдению измененных состояний сознания (методами классической йоги) на стабильной группе экспертов йоги высшей квалификации насколько нам известно в мире не велось. Разрозненные же попытки энтузиастов (Дж.Каннингам Лилли; Ф.Капра; А. Говинда; К.Гьятсо; д-р Виг Бэла и многие другие) не систематизируются, нет единого банка данных по измененных состояниях сознания. Такие корифеи и энциклопедисты как покойный  академик Б.Л.Смирнов и ныне здравствующий профессор Налимов вынуждены были работать в одиночку, все время уворачиваясь от карательных поползновений системы.

Поэтому материал по самадхи весьма обширен, но необыкновенно разношерстен, разрознен. Отсюда множество неувязок и противоречий даже у самых авторитетных авторов.

Например Б.Л.Смирнов говорит: "Известно, что йога понимает состояние самадхи в противоположном смысле как крайнюю напряженность сознания, отрешенного от какого- либо познания" ("Нараяния", 256,17).

Сатпрем в книге об Арубиндо (которая по существу является попыткой адаптирования концепции Пурна -йоги к европейскому мышлению (замечает : "Затем... вместо волевого вмешательства... ищущий чувствует внутри себя нечто живое, похожее на  маленькую приглушенную вибрацию где-то внутри своего существа."

Т.е. речь идет об ослаблении волевого давления по мере успехов в настройке состояний.

И таких противоречий тьма. Быть может Б.Л.Смирнов имел ввиду напряжение, которое возникает при удержании состояния погруженности в тот момент, когда практикующего начинает из этого состояния "выбивать" ?

Тут же, не особо напрягаясь, мы можем выдвигать еще одно предположение: при длительном торможении мыслительной деятельности будет выделятся неизрасходованная на привычную динамику мозговых процессов энергия.

Она-то и  может быть причиной энергетического перегрева как самого мозга так и тела.

С другой стороны при таком повороте мысли напрашивается следующее предположение. Когда  на определенных  этапах транса или само углубления происходит перераспределение власти между сознанием и бессознательным, "материал" подсознания осознается и становится "достоянием" сознания и все его параметров (любые виды памяти, переструктуирование ассоциативных "массивов" информации по законам логики и т. д. (расход энергии мозгом должен лавинообразно возрасти. И если энергетика организма в целом (определяемая качеством физического здоровья) не "потянет" такие перегрузки, то последствия трансовых состояний для человека будут самыми печальными. Это лишнее подтверждение необходимости качественного овладения хатха-йогой перед практиками высших ступеней.                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz