Философия |
Самореализация в йоге. Если рассмотреть любого, взятого отдельно, человеческого индивида, то каждый из нас имеет неповторимую, непрерывно развивающуюся (или деградирующую, скажем в старости) во времени структуру личности с не установленным на сегодня количеством параметров. Некоторые из них являются константами (сумма генетических признаков), другие -их значительно больше -переменные. Генетическая часть личности -то, что передается от родителей (через родителей), допустим -в соответствии с законом кармы является постоянной частью реализующейся программы индивидуальной человеческой особи. Но есть и переменная часть программы, которая начинает разворачиваться с момента рождения. Это не что иное как непрерывно суммирующаяся последовательность воздействий каждого прожитого мгновения жизни. Три основных пути развития или самореализации личности можно представить, даже не особо напрягая ум. Первое -это когда у взрослого уже человека в любой произвольно выбранный момент времени (из достаточно длинного жизненного отрезка) самореализация осуществляется таким образом что “направленность” или “ориентация” переменной части личности совпадает с предрасположенностью, заложенной в части постоянной. В таких случаях говорят: человек полностью на своем месте. Он буквально создан для такой жизни и работы. Другое дело -к чему склонность имеет такой человек. Быть может он генетически предрасположен к присваиванию чужой собственности и только занимаясь этим пребывает с собой в гармонии. То есть опять же, учитывая любые пути самореализации следует прежде всего оценивать их морально-этическую направленность. Второй вариант: течение и развития бытия субъекта реализуется таким образом, что в любой, произвольно взятый момент временит, “сумма” переменной части противоречит заложенной изначально генетической направленности. Здесь или сам человек живет и действует наперекор своим наклонностям и способностям, или его заставляют обстоятельства. Это или мало живущие, нестойкие личности, либо -если здоровье сильное, -живущие долго, но весьма мучительно. Третье -это когда направленности постоянных и переменных параметров личности не влияют друг на друга. Конечно, все три рассмотренных варианта в основном абстрактны, кроме второго, который весьма распространен. На самом деле жизненная линия любого человека разворачивается, видимо таким образом, что переменная часть личности (сумма “прироста” жизненных событий) периодически или соответствует или не соответствует генетической предрасположенности, “направленности” базовых параметров, независимых от воли субъекта. Иными словами “прирост” переменной части идет черно-белый (недаром говорят “Жизнь как тельняшка”). Все “положительные” и “отрицательные” периоды бытия, как правило в незначительной степени зависят от желания и воли человека. Но есть принципиально иной путь. Если невозможно изменить обстоятельства (поскольку их много, они происходят из внешнего мира и развиваются без нашего участия), то нельзя ли обратиться к себе самому? Изменить свое душевное состояние таким образом, чтобы убрать наличный жизненный “минус”? То есть отрицательная направленность данного отрезка бытия (неважно, большой он по времени или малый) не будет теперь вызывать отрицательных душевных состояний. Независимо от происходящего состояние души будет всегда позитивным, -возможно ли такое? Да, и это достигается с помощью йоги. Но здесь мы видим снова два диаметрально противоположных пути. Понимание (истинное) по крайней мере двухуровневое. Из полного “раздрыга” нельзя сразу придти к осознанию высших принципов. Вначале следует само отождествиться, ответить на вопрос “что есть я” и понять свою самость. Но человеческая мораль и дух не могут ограничиться лишь самопознанием, а должны идти дальше от частного к общему, к осознанию того, что “ты есть то” (Атман есть брахман и наоборот). В текстах йоги говорится: “Счастье -это состояние души”. Все дело в том, как достичь такого состояния, и каким оно будет с точки зрения этической направленности. Первый путь можно представить так (и он более простой) -это когда человек начинает поступать так, как диктует ему его природная направленность. Иными словами -это максимальная субъективизация, которую можно сформулировать следующим образом: “Мне это нравиться -и я это делаю”, или “Поступаю так как душа велит поступить”. В “Мокшадхарме” есть выражение “находящийся в сердце”. В данном случае, это значит понять собственную суть. Здесь практика йоги может помочь человеку найти себя, то есть “сделать” его 100% самим собой, устранив всякие сомнения типа “То ли я делаю вообще?” и “Как это может отразиться на других?”. Это будет снятие оппозиции на низшем уровне, которая ведет к предельной эгоизации и непременному противопоставлению себя всем остальным, поскольку все остальные вместе и каждый из них в отдельности не есть “Я”, которое себя реализовало и знает об этом. В таком случае человек, действуя в гармонии с собственной природой и согласно ей, действительно может осуществлять свое предназначение, заложенное в нем генетически. Но ведь людей на планете миллиарды, и спектр генетической предрасположенности таков, что он дает нам в этом плане личностей, способных создать, допустим, теорию относительности (таких единицы) или торговать на базаре; людей, способных пойти вместе с детьми в газовую камеру, чтобы утешить их до конца (как это сделал Януш Корчак) и человекообразных, проектирующих и обслуживающих эти газовые камеры. Итак -ясно, что практикой йоги можно добиться непротиворечивости мировосприятия и поведения субъекта путем устранения сомнений в правильности собственного поведения, собственной линии жизни и понимания сути вещей. Но привести себя в гармонию с самим собой -это далеко еще не значит понять себя или познать себя. Животные изначально гармоничны в своем поведении. Мы не можем не признать, что люди 100% уверенные в своей правоте по сути своей страшны. Потому, что они точно знают, что такое счастье, и у некоторых из них может появиться идея научить ему других. Причем не так, как этим другим нужно, а так как они (достигшие гармонии с собой) себе это представляют. Первичная (без осознания и этической целостности с миром людей и природы) практика йоги может давать совершенство с обратным знаком, превращая людей в проповедников своего собственного “Я” и пути, ведущей к такой псевдогармонизации. Итак, -практика йоги действительно дает возможность менять знак состояния с “минус” на “плюс” (можно кстати и наоборот), наводить мосты через провалья бытия. Но существует второй путь снятия оппозиции между собой и окружающим миром, и он также реализуется через практику йоги, это гораздо трудный и медленный путь самоусовершенствования. И чем дальше человек продвинулся по нему, тем меньше в нем остается своего собственного “Я”. Не в том смысле, конечно, что исчезает личность как таковая, нет, просто, уменьшается та доля “эго”, которая жаждет не столько познать истину, сколько утверждать свое понимание ее. Хотя можно сказать и так: что нуждается в утверждении, а тем более в навязывании -уже не истина. С точки зрения первого пути самореализации, где человек максимально становится самим собой (но тогда он не способен к познанию высокой истины, ибо мешает слишком большое содержание “самости” -замутненность), -на втором пути человек теряет свой эмоциональный “силовой костяк” (пусть на какое-то время и не до конца). Познание себя (или нахождение себя) может быть первым этапом и, вероятно, это и происходит (или должно происходить) на стадии овладения хатха-йогой. Но если этот этап принять за конечную цель… Цель самьямы -понять сущность утверждения “тат твам аси” -“ты есть то”, а не “я есть я”. Когда сознание постигает многообразие мира оно становится цельным. Если иллюстрировать первый и второй путь само отождествления личности в йоге отношением субъекта и действительности, то можно говорить о следующих уровнях сознания. Обыденное: кто-то ошибается в жизни, кто-то не ошибается, кто-то больше понятлив, прав; кто-то меньше -как повезет. Субъективизированное: прав только я, и я знаю, как сделать, чтобы каждый считал правым и неошибающимся именно себя самого, и поступал согласно такой уверенности. Объективизированное: мы все ошибаемся и неправые в этой жизни, но надо найти такой баланс, когда люди помагают друг другу стать счастливыми и найти себя, не мешая другим. Вот это и есть самое эффективное решение проблемы (хотя и самое трудное), это -как пройти по лезвию бритвы, не срываясь ни в какую сторону. В культуре йоги нет двойственности между самостоятельным овладением практики, или продвижением под руководством учителя. Йога -это то, чему учит человек человека. В первом случае, когда занимающегося “заклинит” на уровне телесного осознания, результат может быть плачевным в квадрате для учеников такого человека. Мало того, что учитель “помагает” ученику “найти себя” ( т.е. стать максимально самим собой природным, -а может природа эта далеко не лучшая, но и “вбивает” в него часть своего собственного “эго”, которое может быть также далеко не подарком. Если у настоящего учителя йоги, -гуру, -ученики, продвигаясь по пути самопознания и самореализации, становятся все ближе и роднее душевно, то при варианте первом, неизбежно нарастание со временем отталкивания и взаимной неприязни у всех, кто достиг одной и той же стадии субъективизиции. Когда ученик йоги в этом варианте развития (станет таким же “цельным” как и учитель -они больше не смогут находится вместе). Как решается вопрос этот в Индии? Тексты хинаяны тысячи лет назад говорили о том, что также нельзя научить истинной йоге, как дышать за другого. И каждый человек только сам может пройти по дороге, которая ведет к Абсолюту, но, идя по следам тех, кто уже прошел этим путем; но тому кто стоит на пути, движется по нему, -можно содействовать. (Вспомним В.Высоцкого: “Колея эта только моя…”). Там с незапамятных времен существовала система последовательности продвижения по пути йоги, когда этапы посвящения дают продвигающемуся те, кто познал путь почти до конца. Кто-то, ничем кроме техники хатха-йоги не овладевший, останется только учителем-ачарьей (как Айенгар или Дхиренда Брахмачари). Кто-то будет гуру -не только физическим, но и духовным. Кто-то будет Свами, а некоторые -Парамахамсой; -как например Парамахамса Нага Свами Сатьянанда Сарасвати. Эти титулы не они себе сами присваивают (как это, к сожалению, имеет место у нас в стране, мы имеем в виду присваивание права преподавания йоги вообще) им дают посвящения те, кто стоит на более высоком уровне духовного развития и самореализации. Необходимо помнить: обучить людей делать асаны (пусть наисложнейшие) -вовсе не цель йоги, это не подразумевает одновременно научить человечности. Любая практика йоги, которая основана на работе только с положительными состояниями и ощущениями (делать то, что приятно, и не делать того, что не приносит удовольствие) опасна уже потому; что здесь мы идем по линии наименьшего сопротивления, что будет вести к созданию своеобразной формы эгоизма, когда этот принцип, ежедневно реализуемый в практике йоги, постепенно становится у человека внутренним кредо. Если мы “застреваем” на этом этапе, то рано или поздно занятия йогой теряют положительный смысл и перестают вести нас вперед в своем развитии. Кроме того, они, такие занятия, вырабатывают тип личности неизбежно противопоставляющей себя всем и каждому (и не только в йоге), что является неприемлемым в человеческих отношениях вообще, ибо нормальный способ существования -поиск компромиссов с одновременным стремлением к выяснению большей “степени” или “доли” истины, чем та, которая может открываться одному человеку, будь он хоть семи пядей во лбу. ^ back to top ^ |
Возврат философия |