Пранаяма - советы и предостережения. |
|
· Перед началом практики пранаям нужно очистить кишечник и мочевой пузырь. Это облегчит выполнение бандх. · Наилучше практиковать пранаямы на голодный желудок. Когда это условие тяжело выполнить, можно выпить стакан чая, молока или какао. После потребления значительного количества еды должно пройти по крайней мере 6 часов перед практикой пранаям. Через полчаса после выполнения пранаям можно легко поесть. · Наилучшее время для практики – раннее утро. Согласно с “Хатха-йога прадипикой”, пранаямы должны выполняться четыре раза в день: раннее утро, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за один раз. Это вряд ли возможно при современном темпе жизни. Поэтому рекомендуется практиковать ежедневно, хотя бы 15 минут, 80 циклов – для ревностных сторонников йоги. · Пранаямы должны выполняться в чистом, проветриваемом месте, свободном от насекомых. Практикуйте в тихое время, поскольку шум тревожит и создает беспокойство. · Практикуя пранаямы, дышат всегда носом, за исключением шитали и шитакари. · Наилучшее выполнять пранаямы сидя на полу, на сложенном шерстяном одеяле. Наилучшие позы: сидхасана, вирасана, падмасана . Может быть использована и любая другая поза, которая обеспечивает ровную спину от основания позвоночника к шее, в положении перпендикулярно к полу. · Во время выполнения пранаямы не должно чувствоваться напряжение в мышцах шеи, плечах и руках, бедрах и стопах. Бедра и руки должны быть сознательно расслаблены, ибо во время пранаямы они подсознательно напрягаются. · Язык должен быть пассивным, ибо иначе во рту будет собираться слюна. Если она будет собираться, глотайте ее перед выдохом (речака), а не тогда, когда дыхание задержано (кубхака). · Во время выдоха и задержания дыхания грудная клетка должна расширяться вперед и в стороны, а участки под лопатками и подмышками – лишь вперед. · При практике пранаямы сначала может быть потовыделения и ощущения дрожания в теле, которые со временем пройдут. · Глаза должны быть закрыты, ибо иначе ум будут отвлекать внешние объекты и внимание будет также отвлекаться. Открытые глаза будут испытывать влияние раздражителей, что не обеспечит покоя. · Во время выполнения пранаям не должно быть ощущение давления в ушах. · Левая рука должна быть протянута, кисть – лежать тыльной поверхностью на колене, указательный и большой пальцы соединены в конечных фалангах. Это джанана мудра. Правая рука согнута в локте, и кисть держат возле носа так, чтобы регулировать ровный поток дыхания и контролировать его интенсивность, силу. Это чувствуется кончиками безымянного пальца и мизинца, который контролируют левую ноздрю, и большого пальца, который контролирует правую ноздрю. В некоторых типах пранаям обе руки лежат на коленях в положении джнана мудры. · Каждый должен сам определить свои возможности при выполнении пранаям и не превышать их. Это можно проверить таким способом. Например, вы можете легко дышать, вдыхая и выдыхая в ритмическом цикле по 10 секунд в течение 5 минут. Если есть какие-то изменения ритма дыхания и период вдоха и выдоха уменьшается до 7 или 8 секунд, это означает, что вы достигли границы. Переходить эту границу – значит излишне напрягать легкие, что может привести к разным болезням дыхательной системы. · Неправильная практика ведет к избыточному напряжению в легких и диафрагме. При этом страдают дыхательная и нервная система. Неверное выполнение пранаям ослабляет саму основу здоровья тела и ясного ума. Вдох и выдох с усилием и напряжением является неверным, порочным. (За исключением бхастрика пранаямы). · Ровное дыхание ведет к здоровым нервам, а также к уравновешенному уму и характеру. · Если глубокое, равномерное дыхание не может оставаться ритмичным, тогда не продолжайте дальше. Ритм нужно оценивать по носовому звуку, который возникает при вдохе (“сссссса” – звучание, как при выходе воздуха из велосипедной камеры) и при выдохе (придыхательный звук “ххуууууум”). Если сила звука уменьшается – остановитесь. · Уджаи и нади шонгана – наиболее полезные пранаямы из тех, что их можно использовать беременным женщинам. Однако без опытного учителя задерживать дыхание во время беременности нельзя. · После выполнения любой пранаямы всегда на 5 – 10 минут выполняйте шавасану. Шавасана после пранаямы освежает тело и ум. Кумбхака (задержка дыхания) · Во время кубхаки (задержки дыхания после полного вдоха или полного выдоха) должны выполняться все три бандхи, а именно: джаландхара, уддияна и мула. Бандхи похожие на предохранительные клапаны, которые должны быть перекрыты во время выполнения кумбхаки. Перед тем как начинать осваивать антара кубхаку (задержку дыхания после вдоха), необходимо идеально овладеть техникой вдоха (пурака) и выдоха (речака) · Не следует выполнять бахья кумбхаку (задержку дыхания после выдоха) пока антара кумбхака не станет природной, обычной. · Во время кумбхаки возникает стремление вдохнуть воздух, а также сжать и ослабить диафрагму и органы брюшной полости для того, чтобы увеличить период задержки. Это стремление несознательное. Пытайтесь избежать этого. · Если будет тяжело задерживать дыхание (кумбхака) после каждого вдоха или выдоха, то сделайте несколько циклов глубокого дыхания, а затем практикуйте кумбхаку. Например, после трех циклов глубокого дыхания – одна кубхака, потом опять три цикла глубокого дыхания и одна кумбхака и т. д... · Если ритм вдоха и выдоха нарушается после задержки дыхания, то сократите длительность кумбхаки. · Лица, которые страдают от заболевания глаз или ушей (глаукома, отит и тому подобное), не должны пытаться задерживать дыхание. · Иногда, когда начинают практиковать кубхаку, бывают запоры. Это явление временное. · Постоянная практика пранаям будет изменять ментальный вид ученика и значительно уменьшать направление его чувств к земным наслаждениям – курению, пьянству и попустительству половым утехам. Пранаяма готовит ученика к следующей стадии йоги – пратьяхары, которая ведет к освобождению от господства чувств. Повторение в уме священного слова (джапа), которым отчисляется течение времени, ведет к шестой стадии йоги дхьяны(концентрантрации). В конце концов оно порождает состояние самадхи, в котором есть ощущение сверхсознания и наивысшей радости, в котором йог сливается с Творцом Вселенной и чувствует то, чего он никогда не может ни выразить ни полностью скрыть. Ум не может найти слова, которые могли бы ето выразить. Это ощущение мира и покоя, которое превышает всякое его понимание. |
|