Медитация

На главную    На главную медитация

 

Освоение информации при медитации.

Мы уже знаем, что при осуществлении пратьхары области сознательного, подсознательного и бессознательного не детерминированы более сенсорным потоком. Они “теряют опору” и становятся не активированными. Прекращение восприятия при этом “срезает” гораздо большую часть потока раздражителей по бессознательному, и гораздо меньшую -по сознанию. Мы помним, что бессознательно воспринимается и фиксируется на несколько порядков больший объем информации, нежели это осуществляется сознанием. Сознание в обычном состоянии “отражает” внешний мир, но “успех” и качество этого отражения определяет бессознательное. Ибо емкость его намного больше.

Сенсорный поток при восприятии делится на две части: громадная “река” раздражителей “фиксируется” мозгом бессознательно, автоматически. Тонкий ручеек -осознается, подвергается селекции, регистрируется в памяти.

После депривации вместе с привычным потоком раздражителей исчезает и привычное его разделение на две неровные части. Восприятия больше нет, поэтому со временем между областями сознания и бессознательного должна возникнуть диффузия.

В пратьяхаре границы сознания имеют тенденцию к расширению, -именно оно теперь является ведущим.

При регулярной и длительной практике медитации (когда достигнуто мастерство в удержании состояния), области деятельности мозга подконтрольные сознанию получают тенденцию к расширению за счет “перераспределения власти” между совокупностью мощностей сознательных и бессознательных процессов.

Вследствие этого информационные поля и массивы бессознательного могут постепенно “смещаться” в сферу контроля сознания, либо область контроля сознания сама будет “захватывать” упомянутые информационные объемы, расширяясь спонтанно.

Вся новая (т.е. “выведенная” из бессознательного) информация неизбежно подвергается переработке и будет неизбежно переструктуирована по “законам” сознания.

В комментариях к недавно вышедшим в свет “Вопросам Милинды” мы находим:

“Все психические процессы (хотя правильнее было бы сказать -часть психических процессов -В.Б.) объективны, независимы от сознания. Вся буддийская йога имеет целью распределить их, ввести в сознание и сделать их от него зависимыми. Тем самым, конечно, снимается и сознание, становясь абсолютным знанием”.

Из всего сказанного следует, что в самьяме без притока извне существенно возрастает информационная емкость сознания за счет “перекачки” в него информации из бессознательного.

Отсюда утверждение Лема об информационно-нулевой природе самадхи приходится признать неверным. На самом деле процесс совершенно обратный.

Говоря о Махариши Венкатарамане в книге “Годы и дни Мандраса” Л.В.Шапошникова отметила, что он долго пребывал в состоянии перманентного сосредоточения, после чего обрел совершенно необычные знания и способности. К нему обращались с самыми различными вопросами и получали поразительные по глубине и охвату проблем ответы. А между тем, все эти годы Махариши не учился чему-либо в традиционном смысле, не накапливал информацию. Происходил процесс внутреннего освоения информации уже заложенной в его мозгу до начала самьямы и ухода в аскетизм трансовой практики.

В той же “Сумме…” Лем замечает, что состояние транса в йоге трудно постижимы, да и нет надобности проходить с детства этот изнурительный марафон, так как подобные переживания издавна достигались путем приема наркотиков и психотропных веществ.

И опять нельзя согласится с этим утверждением. Потому, что даже начинающий созерцатель, не говоря уже о достигшем высот, сам регулирует и направляет поток своих мыслеобразов и переживаний. В то время как наркомана влечет как щепку, неуправляемый поток видений. И кроме того, если медитацию можно прекратить по желанию самого медитирующего, то наркоман обречен на переживание бреда пока не кончится “заряд”.

Йога -развитие духовных способностей личности, достигаемых путем сложной и достаточно тяжелой работы, и результат -новый уровень управления -является оплатой этой работы.

Наркоман же получает чистое блаженство безо всяких усилий, и поэтому наградой ему становится деградация и гибель.

Принципиальная разница таким образом между созерцанием йоги и наркоманом именно в управлении  сознанием или отсутствии такого управления. Что и говорить -разница фундаментальная.

О самьяме можно размышлять очень долго, и с неослабевающем интересом. Скажем, представить асампраджнята самадхи -не имеющие формы мысли, или ниродхо, -полное торможение умственной деятельности. Быть может в этом случае информация из бессознательного способна “прорваться” в опустошенное сознание, трансформируя заторможенную на время психику по своим законам, по своей логике, не ограниченной семантическими границами и воздействием социума?

“Бессознательное”, “не зная” логики сознания, именно в силу этого “незнания” открыто бесконечному количеству иных логик которые  пока еще не стали достоянием цивилизации”. (А.Г.Асмолов, “Бессознательное”.).

К сиддхи относится следующее: чтение чужих мыслей; хождение сквозь стены; знание прошлого и будущего; способность оставлять свое тело и перемещаться в пространстве и т.д.

Заметим только следующее. Тех, кто после освоения пратьяхары не стремился к самадхи, а “уклонялся” в практику овладения сиддхи или вибхути -называли отпавшими от йоги. Они “…вместо того, чтобы погрузить свое состояние в запредельное, сосредотачивают его на своем разуме, связанном через манас с “богами органов”… (“Нараяния”, “Ылым”, стр. 181.) Т.е. те, кто работает с внутренними ощущениями по оценке йоги все равно сохраняют связь с чувственным миром, тогда как самадхи -торможение любых восприятий, но прежде всего -чувственных.

 
  На главную медитация  
Используются технологии uCoz