Т а н т р и з м |
|
Кундалини и чакры. Вначале мы отметим, что позвоночник включает в себя верхний позвоночник - череп - носитель жизни. Верхнее закругление черепа - положительный полюс, а самый нижний позвонок - отрицательный. Напряжение между ними является тем, что мы называем жизнью. Тысячелетняя философия йоги называет отрицательный полюс местом нахождения богини кундалини (символическое обозначение богини природы). Вишну - это сияющий огонь и его сверкание постоянно привлекает кундалини к себе. Кундалини, свернутая в кольцо в виде змеи, в нижнем позвонке ждет момента, когда она сможет подняться по каналу позвоночника вверх и соединиться со своим хозяином Вишну. Имя "кундалини" означает "свернутая в кольцо". Поэтическое и символическое описание физиологического факта. На современном научном языке это выглядит примерно так. Между положительным полюсом черепа и отрицательным полюсом нижнего позвонка протекает электрический ток очень короткой длины волны. Когда отрицательный полюс освобождается от своего постоянного места и идет вверх, он может достичь положительного полюса и соединиться с ним. Будем ли мы говорить символически или научным языком, факт состоит в том, что это состояние представляет высочайшую и наиболее полную реализацию счастья. В этот момент союз вечного страстного влечения между полами выражается в высочайшем исполнении. Индивидуальность испытывает в самом себе высшую меру совершенства. Это условие известно всем мистикам мира. На западе это называется "мистической женитьбой" или "мистическим союзом". Упражнения йогов, включающие пранайяму, которая устанавливает совершенное равновесие, выполняемые в соединении с определенными асанами, пробуждают отрицательный полюс, обеспечивая "союз кундалини и вишну". Кундалини и вишну находятся в своих нервных центрах, а между ними расположены несколько подобных главных центров, каждый из которых является станцией для кундалини при ее движении вверх. Есть три главных канала, через которые эта жизненная сила протекает. Эти каналы таковы : ида, пингала и сушумна. На санскрите эти каналы называются нади. Ида, пингала и сушумна находятся внутри нашего тонкого физического тела, а не внутри грубого физического тела. Ида переносит поток энергнии с левой стороны тела. Пингала - с правой. Сушумна - в середине спинного мозга. Сушумна - наиболее важная из этих трех нади. Она воспринимает непрекращаемый поток жизненной энергии из универсального Сознания - света. Ида управляет левой ноздрей. Пингала управляет правой. Когда мы вдыхаем и выдыхаем в основном через левую ноздрю, это значит,что действует ида. Когда мы дышим в основном через правую ноздрю, действует пингала. А когда действуют обе ноздри, мы должны знать,что работает сушумна. Иногда происходит так, что ида вдыхает, а пингала выдыхает. Когда энергия, называемая кундалини, поднимается вверх и один за другим достигает каждой из этих чакр, это всегда означает новый шаг в сознании на пути к познанию своего "я". Эти чакры являются простыми трансформаторами и батареями для запасания энергии и праны. Большинство этих аккумуляторов бездействуют в среднем человеке. Управлением сознанием пробуждают эти центры токов, называемые чакрами, для того, чтобы эти нервные центры не переполнились энергией и не повредили всей нервной системе. Иногда у людей, которые ничего не знают о кундалини и чакрах, и которые живут на очень низком плане сознания, внешние импульсы в виде внезапного удара или несчастного случая могут освободить кундалини и вызвать неожиданный подъем ее в позвоночнике. Так как сознание среднего человека не подготовлено к такому расширению, он может упасть в обморок. В медицине это называется каталепсией. Кто сознательно, с помощью йоги, достигает такого состояния, тот человек в экстазе кажется потерявшим сознание, т.к. сознание его находится на высшем плане. Однако, сам человек ощущает это состояние, как полное и совершенное пробуждение и прозрение сознания и находится в состоянии "блаженство" на языке любой религии. Это физиологический и психический факт. Это не означает ничего болезненного, а только полное, совершенное состояние человека. Имеется семь главных чакр и пять более мелких нервных узлов. Обычно упоминают только семь главных чакр, которые называют лотосами. Семь главных чакр расположены в следующем порядке один за другим. Вместилище кундалини в копчике, в самом нижнем позвонке, называется м у л а д х а р а . Этот лотос имеет четыре лепестка. Следующим является с в а д х и с т а м а - нервный центр, расположенный над половыми органами. Это шестилепестковый лотос. Затем идет м а н и п у р а - десятилепестковый лотос - нервный центр в районе пупка. А н а х а т а - чакра, расположенная вблизи щитовидной железы - шестнадцатилепестковый лотос. А д ж н а - расположена в центре лба между бровями. Это - двухлепестко- вый лотос. С а х а с р а р а - вишну - место расположения положительного полюса на верхушке черепа - тысячелепестковый лотос. Вдоль позвоночника проходят три главных канала, называемые по-санскритски "нади". Слева расположен отрицательный канал "ида-нади", справа - положительный "пингала-нади" и в центре в костном мозгу - "сушумна-нади". Последний канал представляет собой путь кундалини. Кундалини находится в треугольной чакре в самом нижнем позвонке. Концентрированные упражнения йога переводят ее из одной чакры в другую, все выше и выше до тех пор, пока она не достигнет сахасрары. Достижение каждой новой чакры означает новое состояние сознания йога. Он начинает обладать ясновидением, искусством чтения мыслей, видения законов высшего порядка, видением прошлого и будущего и другими оккультными способностями, зависящими от находящейся в активном действии чакры. И так, до состояния полного просветления - союза кундалини и вишну. Это и есть высочайшее состояние, уровень, на котором личное сознание сливается и становится единым со всеобщим "я", с богом. Основа йоги – это секрет, спрятанный в позвоночнике каждого человека. И все это основано не на воображении, на точной и наиболее совершенной правде личного "я". Это состояние называется йогами "самадхи". Хотя это относится уже к раджа-йоге и представляет собой конечную цель духовной йоги, следует отметить, что это состояние представляет не только духовный, но и физиологический факт. Пробуждение чакр и сознания является также целью и упражнений хатха-йоги. Неправильная тактика упражнений для пробуждения чакр может нанести вред организму. Поэтому такая практика без компетентного учителя недопустима. Здесь, однако, мы не будем рассматривать эти вопросы. Различные пути йоги нельзя резко разграничивать, так же как трудно разделить тело и ум. Наше полное знание тела ведет к уму, а последний к всеобщему "я". Из предыдущего ясно, что эффект упражнений хатха-йоги является разносторонним и каждый, кто пытается следовать хатха-йоге, должен обратить на упражнения тщательное внимание. Независимо от того, занимается ли человек хатха-йогой для укрепления здоровья или для достижения высших духовных результатов, всегда следует помнить древнюю пословицу: "в здоровом теле - здоровый дух" (ум). ^ наверх страницы ^ |
На главную Тантризм |