Необходимость учителя!  Бхакти-Йога.


                                                  На главную                   На Бхакти-Йога

 

 Необходимость учителя. Для нас, а имеемо, западного человека учитель – понятие отдаленное. Очень редко, кто-либо имеет своего кумира, следует его наставлениям, или учится на истинах переваренные в его голове. Учитель, возникает в определенных сектах, отдаленных от основной религии и от которых мы шарахаемся как черт от ладана :). Или новых магических учениях, которые возникают в противовес вакууму, который не может восполнить существующая религия. Как бы то ни было, необходимость в учителе, это очень важный аспект для любого верующего человека. Именно его наставления,  правильные, неправильные и даже абсурдные, влияют на этот мир посредством верующих  людей. Для востока, с их множеством религий, эта проблема стоит очень жестко. Для людей запада, религия имеет второстепенную роль (вспомним знаменитое изречение «Богу – богово, а кесарю – кесарево!». Но для истинно верующего человека необходимость в учителе имеет большое значение. У нас религия существует как бы отдельно он основной жизни и носит, скорее, значение определенного ритуала и следования традициям. Но истинность религии  заключается в том, чтобы жить идеями религии, она должна быть стержнем философии жизни  и присутствовать в каждом поступке и движении. И без учителя в этом не обойтись.
                                                               Необходимость в Учителе!
       Каждой душе предопределено быть совершенною, и каждое существо, в конце концов, достигнет совершенства. То, что мы теперь есть, результат наших прошлых действий и мыслей; и то, чем будем, будет результатом того, что мы думаем и делаем теперь. Но это вырабатывание своей судьбы не исключает для нас возможности получать помощь извне. Наоборот, в огромном большинстве случаев такая помощь, безусловно, необходима. Когда она приходит, высшие силы и способности души оживотворяются, пробуждается духовная жизнь, возбуждается ее рост, и человек становится, наконец, святым и совершенным. 
           Оживотворяющий импульс не может быть извлечен из книг. Душа может получать побуждения только от другой души, и ниоткуда больше. Мы можем изучать книги целую жизнь, можем  сделаться очень развитыми умственно; но в конце увидим, что совсем не развились духовно. Неправда, что высокое умственное развитие идет рука об руку с развитием духовной стороны в человеке. Изучая книги, мы иногда впадаем в заблуждение, думая, что этим помогаем себе духовно; но, рассмотрев ближе влияние изучения книг на нас самих, увидим, что из такого изучения, если и извлечена польза, то только нашим умом, но не духом. Недостаточность в изучении книг для ускорения духовного роста и есть причина, почему, - хотя почти каждый из нас может говорить удивительно хорошо о духовных материях, - когда дело доходит до применения, до того, чтоб на самом деле жить настоящею жизнью, мы оказываемся, так ужасно несостоятельны. Чтобы оживотворить дух, побуждение должно исходить от другой души. Лицо, из души которого исходит такое побуждение, называется гуру - учитель, а лицо, душе которого побуждение сообщается, - шишья, ученик, слушатель. Чтобы сообщить побуждение какой-нибудь душе, необходимо, во-первых, чтобы душа, от которой оно исходит, обладала силою передать, и, во-вторых, чтобы душа, которой оно передается, была способна  воспринять его. Семя должно быть всхоже и поле вспахано; и, когда оба эти условия  выполнены, получается удивительный рост настоящей религии. "Истинный учитель религии должен иметь исключительные способности, и его слушатель должен быть тоже способным", и ясное духовное пробуждение получится только тогда, когда они оба выше обыкновенного уровня. Только такие могут быть настоящими учителями и настоящими учениками, стремящимися к духовному развитию. Все остальные только забавляются. У них слегка пробудилось любопытство, слегка воспламенилось умственное желание, но они стоят только на внешнем краю религиозного горизонта. Без сомнения, и это уже шаг вперед, так как со  временем он может закончиться пробуждением действительной жажды религии. Есть  таинственный закон природы, в силу которого, когда поле ГОТОВО, семя должно быть ПОСЕЯНО и действительно сеется, и когда душа серьезно желает стать религиозной, учитель религии должен явиться и действительно является, чтобы помочь этой душе. Когда жажда  души воспринять свет религии велика и энергична, сила, отвечающая на притяжение и посылающая свет, ЯВЛЯЕТСЯ САМА СОБОЮ. Но в этом, однако, есть и серьезная опасность. Получающая душа рискует, например, принять ошибочно свое временное возбуждение за действительное религиозное стремление. Часто мы можем это видеть на себе. Когда кто-нибудь из любимых нами людей умирает, мы испытываем удар, - чувствуем, что мир ускользает от нас, что мы нуждаемся в чем-то более верном и высшем и должны стать религиозными. Через несколько дней эта волна чувства  уходит, а мы остались на берегу, как раз на том месте, где были раньше. Все мы принимаем  такие побуждения за действительную жажду религии; но когда действительного стремления души к религии нет, то мы не находим и вдохновителя. Поэтому, когда нам кажется, что наша жажда истины остается неудовлетворенною, мы, вместо того чтобы жаловаться, должны  заглянуть в свою душу и посмотреть, есть ли там действительно эта жажда. 
    Затем еще большую опасность представляют учителя, выдающие себя за гуру. Есть много людей, погрязших в невежестве, но воображающих, что знают все. Они не ограничиваются этим, но хотят взять на свои плечи еще других, и таким образом получается,  что слепой ведет слепого и оба падают в ров. "Глупцы, живущие в темноте, считающие себя мудрыми, хвастающие своим  бесполезным знанием, ходят, шатаясь, взад и вперед, подобно слепым, которых ведут слепые". Мир полон таких людей: всякий нищий желает дарить миллионы, всякий невежда хочет быть учителем. Насколько смешны такие нищие, настолько же смешны и эти учителя. 
                                                                                   Свами Вивекананда

^ вернуться наверх страницы ^


Используются технологии uCoz