Объект поклонения! Бхакти-Йога. |
В этом разделе мы рассмотрим объект поклонения в религии. В нашем мире предостаточно религий и религиозных систем. В большинстве из них идет поклонение конкретной исторической личности, учителю, явившемуся в этот мир для выражения идей уже существующих религиозных доктрин и в большинстве случаев, их появление было предусмотрено в существующих религиозных текстах, доктринах. Большинству мессий, приписываются высшие силы, способности, и они приравниваются к Богу, к творцу этой вселенной. Мне кажется это не совсем правильно. Божьи посланцы не сотворили в этом мире ничего, даже букашки. Их ценность заключается в религиозном учении, своде определенных правил бытия, следуя которым человек может развиваться в гармонии с природой, с обществом, гармонически в него вписываясь. Человек по своей природе существо социальное, и без себе подобных не может. Правила сосуществования с себе подобными – жизненно необходимы. Наделяя мессий высшими силами, поклоняясь им как Богу, мы часто «перегибаем палку», что приводит к фанатизму, который в свою очередь, часто приводит к многим печальным последствиям, даже в одной религиозной системе. Чем ниже знания, тем выше возможность возникновения грубого фанатизма. При таком положении вещей, религиозность и наука часто расходятся в диаметрально противоположные стороны. Но существует реальность и эта реальность описывается научными, экспериментальными методами, а также имеет в своем составе мистическую неопознанную для этого времени, составляющую. Религия и наука живут отдельно друг от друга. Самое интересное, что все мы верим научным достижениям, в то же время пытаемся найти свое спасение в религиозных доктринах. А должен быть симбиоз, одно целое. Научные методы и заключения не должны противоречить религиозным убеждениям и наоборот. Рискну, выскажу собственное мнение, многие учения (магическое учения племени Яки, Дзен и многие др) не конфликтуя с современной наукой могут объяснить не только разнообразие этого мира, но и психологические особенности развития человечества. При этом исключается именно фанатическая составляющая, развивается терпимость и понимание других религиозных систем. Но… в этом мире огромное количество людей все же поклоняется Богам в людском обличье, пытаясь найти ответы на скоротечность этой жизни. Что ж, посмотрим, как на эту тему смотрит один из величайших людей это планеты Свами вивекананда, который является сторонником именно поклонению Богам , которые являются нам как представители людей. Мои слова, были бы подданы самой «крутой» критике :(, но из песни слов не выкинешь), в любом случае решать и судить Вам. Главное не забыть слова Микеланджело:
Здесь с копьями кресты святые сходны, кровь Господа здесь продают в разлив, благие чаши в шлемы превратив. Кончается терпение Господне.
Когда б на землю он сошел сегодня, его б вы окровавили, схватив, содрали б кожу с плеч его святых, и продали бы в первой подворотне...
А Вивекананда, между прочим, говорил: «Пока хоть одна собака в моей стране умирает от голода - накормить ее - вот вся моя религия». Ни один человек не может видеть Бога иначе как в этих человеческих проявлениях. Если бы мы пытались видеть Бога иначе, мы создали бы для себя только страшную карикатуру Его и верили бы, что карикатура не хуже оригинала. Есть рассказ о глупце, которого попросили нарисовать бога Шиву и который, после нескольких дней усердных стараний, нарисовал только фигуру обезьяны. Таким образом, когда бы мы ни пытались думать о Боге, как Он есть, в Его абсолютном совершенстве, мы неизбежно потерпим самую полную неудачу; потому что мы люди и не можем представить Его как нечто высшее, чем человек. Настанет время, когда мы станем выше нашей человеческой природы и познаем Его как Он есть; но, пока мы люди, мы должны поклоняться Ему в человеке и как человеку. Толкуйте сколько хотите, думайте сколько можете, но вы не в состоянии думать о Боге иначе как о человеке. Вы можете составить огромное и очень умное рассуждение о Боге, можете сделаться великим рационалистом и доказать для собственного удовольствия, что все рассказы об Воплощениях Бога в человеке, чистый вздор, - но обратимся на минуту к практическому здравому смыслу и исследуем его. Что мы находим за этими разумными рассуждениями - есть ли там сколько-нибудь действительного содержания? Решительного ничего, кроме пустых слов - чистый нуль. Поэтому, когда вы услышите человека, предлагающего умную лекцию против поклонения Аватарам (Воплощениям Бога), остановите его и спросите, в чем же состоит его идея о Боге, что он знает о "всемогуществе", "вездесущии" и всех подобных терминах, помимо произнесения этих слов. Он в действительности ничего под ними не подразумевает; не может составить об их значении никакого понятия, которое бы не вытекало из его собственной человеческой природы; он в этом не больше понимает, чем любой человек с улицы, не прочитавший ни одной книги. Человек с улицы, однако ж, спокоен и не нарушает покоя других, тогда как этот ужасный болтун создает беспокойство и несчастье для человечества. Религия - прежде всего Познание действительности, и мы можем провести резкое различие между болтовней и интуитивным опытом. То, что мы испытываем в глубине нашей души, есть познание действительности. Относительно этого предмета ничто так редко не встречается, как здравый смысл! Мы ограничены настоящим строением нашего существа и должны смотреть на Бога как на человека. Если бы, например, буйволы захотели молиться Богу, они, соответственно своей природе, смотрели бы на Него как на огромного буйвола; если б рыба хотела поклоняться Богу, она должна была бы составить о Нем понятие как о громадной рыбе. А человек должен думать о Нем как о человеке. И эти разные понятия происходят не вследствие болезненной деятельности воображения. Человека, буйвола и рыбу - всех их можно представить себе как разные сосуды различной формы и качества. Все эти сосуды идут к Божьему морю, чтобы быть наполненными водою. В человеке вода принимает форму человека, в буйволе - форму буйвола, а в рыбе - форму рыбы. Каждый из этих сосудов, хотя и содержит ту же воду того же самого Божьего моря, кажется имеющим свою собственную форму и свои свойства; и, таким образом, когда человек видит Бога, он видит Его как человека, а животные, если только они имеют какое-либо представление о Боге, должны видеть Его, сообразно со своими умственными устройством и свойствами, как животное. Поэтому мы не можем не смотреть на Бога как на человека и должны молиться Ему - как человеку. Другого способа нет. Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, Парамахамса, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы. Для нее вся природа стала ее собственным Я. Только она может поклоняться Богу, какой Он есть. Здесь опять, как и всегда, крайности встречаются. Крайность невежества и крайность знания – обе не молятся. Человек-зверь не молится по своему невежеству, а свободная душа (Дживонмукта) потому, что она познала Бога в самой себе. Если кто-нибудь, занимающий положение между этими двумя полюсами существования, скажет вам, что он не намерен молиться Богу как человеку, пожалейте его - он, чтобы не употребить более резкого выражения, невменяемый болтун: его религия годится только для больных и пустых мозгов. Бог знает человеческую немощь и, чтобы сделать добро человечеству, становится человеком. "Где добродетель ослабевает, а зло усиливается, Я проявляю Себя. Чтобы укрепить добродетель, уничтожить зло, спасти добро, Я прихожу каждый век"1 - "Глупцы смеются надо Мною, принявшем человеческую форму, не зная истинной природы Властителя Вселенной" . Таково заявление в Гите Шри Кришны, после его воплощения. "Когда подходит огромная волна прилива, - говорит Бхагаван Шри Рамакришна, - все маленькие ямы и рвы наполняются до краев без всякого усилия или сознания с их стороны; так же, когда приходит воплощение (Бога), волна духовной силы врывается в мир, и люди чувствуют ее в самой атмосфере". Следующее, что мы должны рассмотреть, - это то, что мы называем Ишта Ништха, или поклонение избранному идеалу. Тот, кто может быть бхактой, или посвященным, должен знать, что в поклонении Богу - "сколько мнений столько способов". Он должен знать, что все секты различных религий суть различные проявления славы одного и того же Бога. "Тебя называют таким множеством имен; Тебя как бы делят между собою; но в каждом из этих имен слышится Твое всемогущество, и Ты приходишь к молящемуся, каким бы именем он Тебя не призывал! Нет никакого особого указания, что Твое имя следует призывать все время, когда душа чувствует сильную любовь к Тебе. Ты так легкодоступен! О Господи, какое несчастье, что я не могу любить Тебя!". Бхакта должен стараться не только не ненавидеть, но даже не критиковать тех лучезарных Сынов Света, которые были основателями разных сект. Он не должен даже слушать, когда о них дурно говорят. Очень ведь мало таких, которые в одно и то же время обладают сильной симпатией и способностью понимания настолько же, насколько и напряженною любовью. Мы видим, как общее правило, что либеральные и проповедующие сочувствие к людям секты теряют силу религиозного чувства, и в их руках религия способна выродиться в род жизни политико-социального клуба. С другой стороны, крайне узкие сектанты, обнаруживая очень похвальную любовь к своим собственным идеалам, каждую частицу этой любви, по-видимому, приобретают ненавистью ко всем, кто не вполне того же мнения, как они. Дай Бог, чтоб этот мир был полон людьми, сильными в любви и широкими, как мир, в симпатии. Но таких очень мало. И все же мы знаем, что возможно воспитать огромное число человеческих существ в идеале удивительного соединения широты и силы любви, и способ для этого - Ишта Ништха, или преданность "избранному идеалу". Свами Вивекананда. |