Бхакти-Йога, это наука о религии, о любви именно к Богу. На первый взгляд, может казаться, что все просто. Мы являемся на свет и сразу
попадаем в определенную среду религиозных отношений данного нам общества. Вместе с
любовью родителей мы принимаем и многое другое. Мы принимаем навязывание нам
ответов на многие вопросы, а именно: Кто мы? Откуда пришли? Что с нами буде в будущем? Кто создал этот
мир? и т.д. и т.п. Нас поглощает определенный, характерный только для определенного народа,
эгрегор, информационно- энергетическое поле. Каждая религия, это философская, мистическая,
мифологическая а также обрядовая составляющая. Хотим мы этого или не хотим, нас захватывает
энергетика религии. Мы принимаем определенные обряды, следуем определенным традициям.
Изменить что либо в религиозных обрядах в течении всей нашей жизни, не приветствуется, это
«табу», даже думать об этом запрещается… Иногда все, что мы можем сделать, это поменять
религиозную конфессию, или кардинально поменять религиозное учение. Как бы то ни было, мы
попадаем под другое влияние следующего эгрегора. Из одной клетки мы попадаем в другую, и
сложно сказать какая клетка лучше. Служение Богу, а для меня это является любовь к Богу, и
всему что им создано, часто превращается к бессмысленным доказательствам другим, «немножко
не так верующим», свои доказательства, которые часто приводят к боли и даже горю людей.
Бхакти-Йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся,
продолжающееся и кончающееся в любви. Одно
мгновение безумия пламенной любви к Богу
приносит вечную свободу. "Бхакти, - говорит Нарада в своем объяснении ее афоризмов, - это
напряженная любовь к Богу". - "Когда человек проникается ею, он любит все, всегда чувствует
себя довольным и ни к чему не питает ненависти". - "Эта любовь не может сопровождаться
мыслью о каких-либо земных выгодах", потому что, пока продолжаются земные желания, такого
рода любви не бывает.
Изучая Бхакти-Йогу мы постепенно рассмотрим все аспекты религиозности, естественно,
мы не будем конкретизировать религиозное учение. Наша задача рассмотреть религию, как бы со
стороны. Увидеть те ошибки, которые приводят к
конфликтам, научится искренне любить Бога,
стать истинно верующим.
Любовь к Богу всегда основаны на знании, вернее на определенных знаниях, древних
книгах, религиозных трактах, их толкованиях и т.д. Знание этих основоположных основ, их
осмысление, связь их с реальной жизнью, привязка к конкретной жизни, делает нас больше или
меньше религиозными. Знание относится к другой йоге, которая носит название Джнана-Йога.
Обе йоги связаны между собой и часто невозможно разделить одну от другой.
Те, кто исключительно посвятили себя изучению Джнаны (Знания), были иногда вынуждены
говорить о любви. Даже, когда комментаторы (Нараяна, Шандалья) старались почти все тексты
сутр объяснять так, чтобы они доказывали преимущества чистого знания, им нелегко удавалось
держаться этого направления, особенно при разборе главы о молитве. На самом деле различие
между Знанием (Джнана) и Любовью (Бхакти) вовсе не так велико, как люди иногда воображают.
Оба они направлены к одной цели и встречаются в конце концов в одной точке. Огромное
преимущество Бхакти заключается в том, что она представляет собою самый легкий путь к
достижению высочайшей божественной цели - ОСВОБОЖДЕНИЯ; главный же ее недостаток то,
что в своих низших формах она часто вырождается в ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ФАНАТИЗМ. Толпы
фанатиков - будь то индусы, магометане или христиане - состоят всегда почти исключительно из
приверженцев низших форм Бхакти. Слабые и неразвитые умы во всех религиях и странах любят
свой собственный идеал только одним способом, именно, - ненавидя все другие идеалы, и их
исключительная привязанность (ништха) к одному предмету, без которой не может развиться
вообще истинная любовь, служит причиною объявления войны всему прочему. Вот почему
человек, сильно привязанный к своему личному
представлению о Боге и преданный своему религиозному идеалу, становится исступленным фанатиком, как только видит или слышит что-нибудь, касающееся чужого идеала. Этот род любви похож на инстинкт собаки, заставляющей ее
охранять хозяйское добро; только инстинкт собаки надежнее человеческого рассудка: в каком бы
костюме хозяин ни пришел, собака не примет его за врага; фанатик же лишен всякой способности
отличать истину от заблуждения. Личные взгляды имеют для него такой всепоглощающий
интерес, что ему важно только, кто говорит, а до того, что говорится, нет никакого дела.
Вежливый, добрый и благородный с людьми, разделяющими его мнения, он не поколеблется
обойтись самым недостойным образом с теми, кто не принадлежит к числу его
единомышленников.
Такая опасность существует, однако, только в подготовительной Бхакти. Когда же Бхакти
становится зрелой и переходит в высшую форму, то уже нечего бояться проявления низкого
фанатизма: душа стала слишком близка к Богу любви, чтобы быть орудием распространения
ненависти. Как птица, чтобы летать, должна иметь два крыла и хвост для управления, так и
человеку для приближения к Богу необходимы Знание (Джнана) и Любовь (Бхакти) и
поддерживающая их равновесие Йога. Личность, в которой они гармонично слиты, представляет
самый благородный тип; но далеко не каждому из нас дано в этой жизни обладать ими всеми, и
тем, кто должен ограничиться одною Бхакти, следует помнить, что, хотя формы и обряды и
безусловно необходимы для совершенствования души, они имеют лишь то значение, что
поддерживают в нас настроение, при котором мы чувствуем наиболее напряженную любовь к
Богу.
Каждый придает значение только своему собственному способу поклонения Богу, забывая, что
истинное знание связано с совершенною любовью даже тогда, когда о последней совсем не
думают, и что они в действительности всегда неразлучны.
Духовное восприятие - цель Бхакти-Йоги.
Есть люди, и их много на свете, которые убеждены, что полезно и выгодно только то, что
доставляет им земные удобства. Религия, Бог, Вечность, Душа - все это для них не имеет значения,
потому что не дает денег и материального комфорта.
Полезность для каждого обусловливается его
желаниями. Поэтому для людей, которые никогда не поднимаются выше того, чтобы есть, пить,
производить потомство и умирать, польза заключается только в чувственных наслаждениях: и они
должны ждать и пройти через огромное число перевоплощений, прежде чем научатся чувствовать
хотя бы малейшую потребность в чем-нибудь более высоком. Но те, для кого вечные интересы
души гораздо важнее, чем временные интересы мирской жизни, для кого чувственные
удовольствия не более чем бессмысленная детская забава, - для тех любовь к Богу составляет
самое высшее и единственное благо человеческого существования. Благодаря Богу, такие люди
еще живут в этом слишком суетном мире. Бхакти-Йога, как мы уже говорили, разделяется на подготовительную и высшую, гони и
пара. На подготовительной ступени нам необходима помощь многих конкретных представлений,
чтобы мы могли сколько-нибудь подвигаться вперед, - и мифологические, и символические части
всех религий представляют собою естественные вспомогательные средства,
окружающие в самом начале жаждущую света душу и облегчающие ей возможность приближаться к Богу. Замечателен
факт, что гиганты духа являлись только в тех религиях, где роскошно развилась богатая
мифология и обрядность. Сухие фанатичные формы религии, стремящиеся устранить все
поэтическое, прекрасное и величественное, все, что дает твердость детскому уму, колеблющимися
шагами идущему по пути к Богу, - формы, которые пытаются повалить самые устои духовного
здания и в своих невежественных и суеверных понятиях об истине стараются изгнать все, дающее
жизнь, все, доставляющее созидательный материал для духовного роста человеческой души, -
такие формы религии скоро приходят к тому, что от них остается только пустая скорлупа,
бессодержательный набор слов или, пожалуй, софизмов, с небольшой примесью социального мусора, так называемого духа реформ. Огромная масса тех, чья религия похожа на только что
упомянутые, - сознательные или бессознательные материалисты, стремления и цель которых как в
этой, так и в будущей жизни - одно наслаждение. Вот
почему деятельность, направленная на
увеличение материального комфорта, для них альфа и омега, "все и вся" человеческого существования. Чем скорее последователи этой смеси невежества и фанатизма обнаружат себя в
настоящем свете и присоединятся, как им подобает, к рядам атеистов и материалистов, тем лучше
будет для мира. Одна унция прямодушия в духовном самоосуществлении перевешивает тонны
пустых разговоров и бессмысленных изречений. Покажите нам одного, только одного, духовного
гиганта, гения, выросшего из этой сухой пыли невежества и фанатизма. А если не можете,
закройте ваши уста, откройте отдушины вашего сердца для яркого света истины и сядьте, как
дети, у ног тех, кто знает, о чем говорит, - у ног мудрецов Индии! А затем слушайте!
Свами Вивекананда.
^ вернуться
наверх страницы
^
|