Бандхи, нади, чакры.  Йога.


                                                  На главную                   На главную ЙОГА.

  Для того чтобы пользоваться техникой исполнения пранаям, нужны некоторые сведения о бандхах, нади и чакрах.

"Бандха" означает "связь", "соединение", "сковка" или "сдерживание". Это также поза, при которой определенные органы или части тела сжимаются и контролируются.

Нади - это  трубчатые каналы тела, по которым течет энергия.

Чакры - колесо или круг. Это маховые движущие колеса механизма тела. Когда благодаря практике пранаямы прана ничинает течь в теле йога, необходимо применять бандхи, чтобы предотвратить потери энергии и донести ее до места, не причиняя вреда организму.

Для пранаямы считаются такие основные бандхи: джаландхара бандха, уддияна бандха и мула бандха.

Самая первая бандха, которую нужно освоить, это джаландхара бандха.  "Джала" означает "сетку",  "паутину", "играть", "петлю" . В джаландхаре бандха сжаты шея и горло, а подбородок лежит на груди в ямке между ключицами (яремной вырезке) над грудиной.  Она усваивается при выполнении  сарвангасаны и вариантов ее цикла, когда подбородок прижимается к грудине таким же образом. Джаландхара бандха регулирует ток крови и праны к сердцу, шейных желез и голове (включая мозг). Если пранаяму выполнять без джаландхары бандхи, то немедленно будет чувствоваться давление на сердце, в глазнице и в ушах. Джаландхара бандха необходима в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке(задержке дыхания).

"Уддияна" означает "взлет". Исполнение уддияна бандхи заключается в том, чтобы поднять диафрагму вверх к  грудной клетки, а органы брюшной полости подтянуть обратно к хребту. Считают, что во время уддияна бандхи большая птица праны взлетит вверх по сушумна нади - главному каналу, по которому течет нервная энергия и который находится в середине хребта. Говорят, что уддияна  является наилучшей с бандх и тот, кто постоянно и правильно ее исполняет снова становится молодым. Эта бандха должна исполнятся в интервале между полным выдохом и новым вдохом, когда временное прекращено дыхание. Она тренирует диафрагму и органы брюшной полости. Полость, что образуется подъемом диафрагмы, обеспечивает нежный массаж сердечной мышцы, тонизируя ее. Уддияна бандха не должна исполнятся во время антара кумбхаки, то есть в интервале между полным вдохом и началом выдоха, когда дыхание задержано, это выполнение приведет к напряжению в сердце и диафрагме, а также давлению на глаза.

"Мула" означает "корень", источник", "происхождение", "причина",  или "фундамент". Мула бандха - касается участка промежности между задним проходом и мошонкой. При сокращении этого участка апана ваю (прана в нижней части брюшной полости), которая течет вниз, начинает подниматься вверх, чтобы соединиться с праной ваю, которая находится на участке грудной клетки.

 Мула бандха должна сначала выполнятся в периоде антара кумбхаки (задержание дыхания после вдоха). Участок нижней части живота между пупком и задним проходом сокращается к хребту, одновременно подтягивается вверх к диафрагме. В уддияна бандха весь участок от заднего прохода к диафрагме, к самой грудине, подтягивается обратно к хребту и поднимается вверх. В  мула бандха сокращается, подтягивается к спине и вверх к диафрагме нижняя часть живота - от заднего прохода к пупку.

Практика сокращения мышц анального сфинкера - (ашвини мудра) помогает освоить выполнение  мула бандха. "Ашва" означает "конь". Она должна изучаться во время освоения асан, особенно  сиршасаны, сарвангасаны, урдха дханурасаны и пашчимонтасаны.

 Считается, что практикой этих бандх перекрывается 16 жизненных частей (адгар) - это большие пальцы рук, косточки, колени, бедра, половые органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, промежуток между бровями, лоб, голова и Брахмарандхра  (отверстие в темени, через который, как считается, выходит душа, оставляя  тело).

Человеческое тело это Вселенная в миниатюре. Слово "хатха" состоит из слогов "ха" и "тха", которые означают соответственно "солнце" и "луна". Считают, что солнечная и лунная энергии струятся по двум главным  нади - пингала и ида, которые начинаются соответственно с правой и левой ноздри и спускаются вниз к основанию хребта. Пингала - это нади солнца, а ида - нади луны. Между ними находится сушумна - нади огня. Как уже говорилось, сушумна нади - это основной канал для протока нервной энергии. Находится он внутри позвоночного столба. Пингала и ида во многих местах перекрещиваются одна с другой и с сушумной. Эти места где перекрещиваются нади зовутся чакрами.

Главные чакры такие: муладхара чакра - расположена в тазовой области над задним проходом; свадхиштхана чакра - над половыми органами; манипурака чакра - это пупок; манас и сурья чакри - между пупком и сердцем; анагата чакра - в участке сердца; вишудха чакра - в участке горла; аджна чакра - между бровями; сахасрара чакру называют тысячялепестковым  лотосом, она находится в главном мозге; лалата чакра - на вершине лба.

Возможно, что эти чакры отвечают эндокринным железам, которые поставляют организму гормоны и другие секреты. муладхара и свадхиштвана чакри, очевидно, аналогичные половым железам. Между этими двумя чакрами находятся половые органы. Органы брюшной полости - желудок, селезенка, печенка и поджелудочная железа, возможно, отвечают манипурака чакре, а две надпочечные железы - сурьям и манас чакрам. Анахата чакра - это сердце и самые важные сосуды вокруг него, вишудха чакра - щитовидная, паращитовидна  железы. Аджна, сахасрара и лалата чакры - это мозг, придаток мозга (гипофиз) и  шишковидное тело.

^ вернуться наверх страницы ^


Используются технологии uCoz