Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

  

Закономерности развития йоги.

Человечество за последние десять лет здорово изменилось, одновременно  человек остался почти тот, что и был физически: более или менее постоянный объем  мозга; по пять пальцев на руках и ногах и, главное, те же эмоции и переживаемые состояния, хотя причины, вызывающие их тогда и теперь, могут не иметь между собой  абсолютно ничего общего. То же произошло и с йогой: "технология" изменения сознания осталась одной и той  же, но  направленность ее и "содержание" и знания при этом стали совершенно иными.

Известно, что первые упоминания о йоге обнаруживаются в Упанишадах. В самом эпосе (в Самхитах) таких упоминаний нет. О  чем это может говорить? Или не говорить?

Сопоставляя доступные нам на сегодня данные истории, археологии и смежных с ними дисциплин можно заключить, что ко времени формирования Вед йога, как наиболее тайная и скрытая часть магической практики, еще "не пробилась" в круг мировосприятия Ариев на их новой родине. Те же племена аборигенов которые ко времени вторжения народа серой расписной керамики тысячелетиями занимались земледелием не имели своей письменности (особенно после угасания культурных очагов Хараппской  цивилизации). Поэтому существование йоги какое- то время оставалось тайным знанием недоступным чужеземцам.

Когда затем йога внезапно "всплывает" в поле зрения ранних Упанишад, она является уже законченным "продуктом", методом, который если и не ведет пока к четко оформленной цели- освобождению, -то по крайней мере обеспечивает субъекту атрибутику святости, является ритуалом достойным всяческого почитания и подражания.

Итак, первым этапом становления йоги как целостного метода явился "отрыв" ритуальной практики определенного типа от достижения посредством  нее каких-то внешних целей.

Пойдем дальше. Известно,  что жизнь индийца эпохи Вед, -кем бы он ни был по происхождению, -весьма жестко регламентировалась бесчисленными темными предписаниями, состояла из повторения бесконечных ритуалов и жертвоприношений.

Известно также что в ведическую эпоху повсеместное распространение получила практика аскетизма, которую уже тогда почитали безусловным признаком святости. Уединенная жизнь на протяжении определенного (иногда весьма длительного) времени, отказ от еды и длительные углубленные размышления были призваны вначале для обеспечения благосклонности богов, наравне с соблюдением обетов, стоянием между пятью огнями и т.д., - все это породило с одной стороны определенное количество фанатиков-начетчиков, с другой  - неизбежно стимулировало возникновение тончайших наблюдателей- аналитиков. Последние не могли пройти мимо трансовой практики и того, что она могла дать. Кстати-  обычай даже поощрял  отшельничество. Например в жизни индийцев высших каст существовал неизбежный период третьей ашрамы, предписывающий при достижении определенного возраста оставлять мир и удаляться в леса для благочестивых размышлений.

При всех прочих аспектах наличие практики аскетизма и отшельничества как бы уравнивало шансы , ибо даже при наличии жесточайших кастовых предрассудков происхождение святого отшельника не имело значения. Таким образом практика аскетизма позволяла "выйти" из беспощадно жестких сословных рамок наиболее беспокойным людям с нетрадиционным  мышлением и восприятием мира. (Таким кого Л,Н,Гумилев в своем "Этногенезе..."называет "людьми длинной воли").

Нетрудно представить, что именно подобные условия привели к такому ходу событий, когда мифологическое мышление постепенно уступило место понятийно- абстрактному.

Не случайно отмечен удивительный на самом деле факт, что в древней Индии "...Успехи в области научного знания были достигнуты  при   относительно низком уровне материального производства. Это позволяет думать, что в основе ряда достижений  лежали не практический опыт и наблюдения, а умозрительные заключения* ("Индия в древности", стр.191).

Понятно, что величайшие индийские умы своего времени (интеллект тех, кто изобрел  понятие нуля, десятичную систему исчисления, осознал тождество законов природы для Микро и Макрокосмоса, а также многое другое- не может не быть призван великим (не могли "упустить" практику йоги без усвоения и обогащения ее, так как это представляло уникальные возможности для познания мира.

Б.Л.Смирнов  замечает: "Сила интуиции древних мудрецов Индии была такова, что они смогли уловить сущность явлений психической жизни и без техники современной науки." ("Нараяния", стр.253, примечание 6).

Закономерности развития можно  проследить на любом материале. Например в Упанишадах термин "прана" употребляется, как правило, в единственно числе как обозначение единого жизненного принципа, во множественном- как обозначение "токов" тела.

Но уже в йоге Патанджале учение о дыхании мы встречаем полностью и подробно разработанным, - т.е. был пройден немалый путь: накоплен и обобщен опыт, создана техника и терминология, глубина постижения физиологических закономерностей человеческого организма не может не вызвать изумления. Например- в тех же примечаниях Б.Л.Смирнова к "Мокшадхарме" мы находим описание частного  приема, когда аскет посредством специального дыхания с одновременной концентрацией внимания на чакре огня способен устранять чувство голода.

Как  бы то ни было, становится вполне ясным что ко времени возникновения религиозно- философских школ и учений Древний Индии йога была уже давным-давно сложившейся практикой, знание способов регулировки процессов жизнедеятельности организма и его психофизиологических состояний.

Об этом косвенно говорит, например, и Ф. И. Щербатской: "Йогическая практика сосредоточенной медитации представляла весьма распространенную черту религиозной жизни Древней Индии ..." ("Избранные труды по буддизму", стр.73)

Но "весьма распространенным" может быть лишь давно созданное и устоявшееся, то, что возникло гораздо раньше.

"Иллюзия  нейтрализуется философским прозрением, но решительный и конечный шаг, который останавливает эмпирическую жизнь навсегда и трансформирует индивида в Абсолют, осуществляется йогой... Эти понятия являются характерными для индийского образа  мышления вообще и встречаются повсеместно. Их возникновение, конечно, не следует искать в системе йоги Патанджали, происхождение которой на 800 лет позднее буддизма уже доказано" (Ф.И.Щербатской, там же, стр.256).

Очевидно систематизаторская деятельность Патанджали была очередным, довольно поздним этапом в исторической последовательности трансформации йоги.

Вернемся, однако, ко второму витку или этапу исторической судьбы йогической эмпирики, - как мы себе ее представляем.

Этот этап просматривается через наличие весьма интересных высказываний в различных Упанишадах. Смысл их в призыве к уменьшению ритуализма, подчеркивается никчемность одной только внешней обрядности. Авторы текстов обосновывают необходимость замены внешней жертвы на внутреннюю, сутью которой является отказ от внешних благ и сосредоточение на внутренней духовной работе.

Б.Л.Смирнов отмечает: "Йогин, оставивший внешние обряды совершает жертву в себе и для себя, и в этом его радость." (Нараяния, стр.209, пр.19).

В то же время в Эпосе ("Махабхарата") настойчиво проводится мысль о том, что "брамины, коснея от обрядности, утратили знание духовной  истины", -  или  даже саму способность к познанию. Здесь, как мы видим, критикуется именно вырождение внешнего ритуализма.

В более поздних  в том  числе в так называемых Йогах- Упанишадах,- мы видим уже усложнение и развитие йоговской тематики, например -учение о "нади".

Таким образом ко времени создания "Йога- Сутры" Патанджали практику йоги уже ассимилировали тантра, джайнизм и буддизм. Кроме того в виду эзотерических практик и культов она продолжала свое многотысячелетнее существование среди самых различных племен и народностей полуострова Индостан.

Йогу Патанджали и, то ее направление или философское обоснование, которое она представляет, обычно относят к третьему веку нашей эры, -этот ее развития мы будем считать третьим.                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz