Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

 

 Успенский. Самоизучение человека. Часть3

Самоизучение должно начаться с изучения четырех функций: мышления, чувства, инстинктивных и двигательных функций. Сексуальная функция может изучаться только значительно позднее, то есть после того, как эти четыре функции достаточно изучены. Вопреки некоторым современным теориям сексуальная функция фактически более поздняя, то есть она появляется в жизни, когда четыре первые функции уже полностью выражены, и она обусловлена ими. Поэтому изучение сексуальной функции может быть полезным, только когда четыре первые функции хорошо известны по их проявлениям. В то же время необходимо понять, что любое серьезное отклонение в отправлении сексуальной функции делает саморазвитие и даже самоизучение невозможным.

Теперь мы должны понять эти четыре главные функции.

Я полагаю, что вам ясно, что я подразумеваю под интеллектуальной, или мыслительной функцией. Сюда включены все умственные процессы: осознание впечатлений, формирование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отрицание, формирование слов, речь, воображение и т.д.

Вторая функция -это чувства или эмоции: радость, горе, страх, изумление и т. д. Если вы уверенны в том, что для вас ясно, как и в чем эмоции отличаются от мыслей, я посоветовал бы всем еще раз проверить наши представления, связанные с этим. Мы смешиваем мысль и чувства в нашем обычном мышлении и обычной речи. Но для того, чтобы начать самоизучение, необходимо ясно знать, что есть что.

Для понимания двух следующих функций -инстинктивной и двигательной -потребуется больше времени, так как ни одна система обычной психологии не дает их правильного описания и разделения. Слова “инстинкт” и “инстинктивный” обычно употребляются в неправильном смысле и зачастую вообще не имеют смысла. К инстинкту, в частности, обычно причисляются внешние функции, которые в действительности являются двигательными и иногда эмоциональными.

Инстинктивную функцию человека составляют четыре различных класса функций.

Первый. Вся внутренняя работа организма, вся физиология, так сказать: пищеварение и усвоение пищи, дыхание, кровообращение, вся работа внутренних органов, образование новых клеток, удаление отработанных материалов, работа желез внутренней секреции и т. д.

Второй. Так называемые пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и все другие ощущения, такие, как ощущения веса, температуры , сухости, влажности и т.д., то есть все нейтральные ощущения, которые сами по себе ни приятны, ни неприятны.

Третий. Все физические эмоции, то есть ощущения, которые либо приятны, либо неприятны. Все виды боли в неприятных ощущениях, таких, как неприятный вкус или запах, и все виды физических удовольствий, такие, как приятный вкус, запах и так далее.

Четвертый. Все рефлексы, даже самые сложные, как смех и зевота; все виды физической памяти, такие, как память о вкусе, запахе, боли, которые фактически являются внутренними рефлексами.

Двигательная функция включает в себя все внешние движения, такие, как хождение, писание, разговор, употребление пищи и память о них. К двигательной функции  принадлежат также те движения, которые обычно называют “инстинктивными”, таковой является способность подхватить падающий предмет, не задумываясь.

Различие между инстинктивной и двигательной функциями легко понять, если просто помнить, что все инстинктивные функции без исключения являются врожденными, и нет необходимости их изучать для того, чтобы пользоваться ими, тогда как ни одна из двигательных функций не является врожденной, и им необходимо учиться, как ребенок учится ходить или рисовать.

Кроме этих нормальных двигательных функций, существуют также некоторые странные двигательные функции, которые свидетельствуют о бесполезной работе человеческой машины и не предусмотрены природой, но которые занимают очень большое место в жизни человека и отнимают огромное количество его энергии. Это: формирование снов, воображение, грезы, разговор с самим собой, разговор ради разговора и вообще все неконтролируемые и не поддающиеся контролю проявления.

Четыре функции -интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная и двигательная -должны быть, прежде всего, поняты во всех их проявлениях, и затем за ними нужно наблюдать в самом себе.

Такое самонаблюдение, а именно наблюдение на правильной основе, с предварительным пониманием состояний сознания и его различных функций составляет основу самоизучения, то есть начало психологии.

Очень важно помнить, что, наблюдая различные функции, полезно в то же самое время обратить внимание на их отношение к различным состояниям сознания.

Возьмем три состояния сознания -сон, бодрствование и возможные вспышки самосознания и четыре функции: мышление, чувство, инстинктивную и двигательную функции. Все четыре функции могут проявлять себя во сне, но их проявление во сне бессвязно и ненадежно. Их нельзя каким-либо образом использовать, они происходят сами собой. В состоянии бодрствующего, или относительного сознания они могут до некоторой степени служить для нашей ориентации. Их результаты можно сравнивать, проверять, исправлять. И хотя они могут создавать много иллюзий, все же в нашем обычном состоянии у нас нет ничего другого, и мы должны черпать из них все, что возможно. Если бы мы знали, сколько ложных наблюдений, теорий, выводов и заключений делается в этом состоянии, нам следовало бы просто верить самим себе. Но люди не представляют, насколько обманчивы их наблюдения, и продолжают верить в них. Из-за этого люди не замечают те редкие моменты, когда их функции проявляют себя в связи со вспышками третьего состояния сознания, то есть самосознания.

Но прежде чем мы поймем различие между функциями по отношению к состояниям сознания, необходимо понять, что человеческое сознание и человеческие функции, по сути, различные явления совершенно различной природы, зависящие от различных причин, и что одно может существовать без другого. Функции могут существовать без сознания, и сознание может существовать без функций.

Продолжая наше изучение человека, мы должны теперь более детально рассмотреть состояния сознания человека. Как я уже говорил, имеются четыре состояния сознания: сон, бодрствующее сознание, самосознание и объективное сознание. Но человек живет обычно только в двух: частично во сне и частично в так называемом бодрствующим сознании. Получается так, что, хотя человек имеет четырехэтажный дом, он живет только на двух нижних этажах.

Певым, или нижним, состоянием сознания является сон. Сон -это чисто субъективное и пассивное состояние. Человек окружен снами, все его психические функции работают без определенного направления. В этих снах отсутствует логика, последовательность, причинность и результат.

Чисто субъективные картины -отражение прошлого опыта и фиксация смутных восприятий в данный момент, таких, как звуки, доносящиеся до спящего человека, ощущения, связанные с телом, слабая боль, ощущение мускульного напряжения -все это мелькает в мысли, оставляя только слабый след в памяти и чаще не оставляя никакого следа вообще.

Вторая ступень сознания наступает, когда человек пробуждается. Это второе состояние, в котором мы находимся в данный момент: в котором мы работаем, разговариваем, считаем себя сознательными существами и т.д., мы часто называем бодрствующим сознанием, но, на самом деле, мы должны бы назвать “бодрствующим сном”, или “относительным сознанием”. Этот последний термин будет объяснен позже.

Здесь необходимо понять, что первое состояние сознания, то есть сон, не прекращается, когда наступает второе состояние сознания, то есть когда человек пробуждается. Сон остается со всеми его сновидениями и впечатлениями, однако появляется более критическое отношение к своим впечатлениям, мышление становится строже, действия более дисциплинированными. Поскольку яркость чувственных впечатлений, желаний и переживаний усиливается -особенно ощущение противоречия и невозможности, абсолютно неизвестные во сне, -сны становятся невидимыми, как звезды и луна исчезают в сиянии солнца. Однако все они присутствуют днем и часто воздействуют на наши мысли, чувства и поступки, иногда в большей мере, чем действительные восприятия данного момента.

В связи с этим я сразу должен сказать, что здесь я говорю вовсе не о том, что в современной психологии называется “подсознанием”, или “подсознательным умом”. Это просто ложные выражения, ложные термины, которые ничего не обозначают и которые не имеют отношения к реальным фактам. Нет ничего постоянно подсознательного в нас, поскольку в нас нет ничего постоянно сознательного. Нет никакого “подсознательного ума” по той простой причине, что нет “сознательного ума” Позднее вы узнаете, как произошла эта ошибка и как возникла эта ложная терминология, ставшая почти общепринятой.

Но давайте вернемся к состоянию сознания, которое действительно существует. Первое -это сон. Второе -“бодрствующий сон”, или “относительное сознание”.

Первое, как я уже говорил, -это субъективное состояние. Второе -менее субъективно, человек уже различает “Я” или ”не Я” в смысле своего тела и вещей, отличных от его тела, и он может в определенной степени ориентироваться среди них и знать их положение и качества. Но нельзя сказать, что человек в этом состоянии бодрствует, так как он находится под сильным влиянием сновидений и фактически живет больше в снах, чем в действительности. Все абсурды и все противоречия людей и человеческой жизни вообще объясняются, когда мы осознаем, что люди живут во сне, делают все во сне и не знают, что они спят.

Полезно вспомнить, что таков именно внутренний смысл многих древних доктрин. Самой известной для нас является христианство, или Евангельское учение, в котором идея о том, что человек живет во сне и должен прежде всего проснуться, лежит в основе всех объяснений человеческой жизни, несмотря на то, что она редко понимается так, как должна пониматься в этом случае буквально.

Но вопрос состоит в том, как человек может проснуться?

Евангельское учение требует пробуждения, но не говорит, как пробудится. Психологическое учение о сознании говорит о том, что только тогда, когда человек сознает, что он спит, можно сказать, что он на пути к пробуждению. Нельзя пробудится, не осознав сначала, что ты спишь.

Эти два состояния, сон и “бодрствующий сон”, являются единственными двумя состояниями, в которых человек живет. Кроме них, есть два состояния, которые существуют как возможность, но становятся достижимыми для человека только в результате трудной и продолжительной работы.

Эти два высших состояния сознания называются “самосознанием” и “объективным сознанием”. Мы обычно считаем, что мы обладаем самосознанием, т.е. что мы сознаем себя, или, во всяком случае, можем сознавать себя, когда мы этого хотим, но в действительности “самосознание” есть состояние, которое мы приписываем себе, не имея на это права. “Объективное сознание” есть состояние, о котором мы ничего не знаем.

Самосознание есть состояние, в котором человек становится объективным по отношению к себе, а объективное сознание есть состояние, в котором он вступает в контакт с реальностью, или объективным миром, от которого он в настоящее время отгорожен чувствами, снами и субъективными состояниями сознания. Другое определение четвертого, или “Объективного” состояния сознания может быть дано с точки зрения возможного познания истины.

В первом состоянии сознания, то есть во сне, мы не можем ничего знать об истине. Даже когда мы имеем дело с некоторыми реальными восприятиями или чувствами, они смешиваются со сновидениями, и в состоянии сна мы не можем отличить сновидения от реальности.

Во втором состоянии сознания, то есть в состоянии “бодрствующего сна”, мы можем знать только относительную истину, и отсюда термин “относительное сознание”.

В третьем состоянии сознания, то есть в состоянии самосознания, мы можем знать все истину относительно нас самих.

В четвертом состоянии сознания, то есть в состоянии объективного сознания предполагается, что мы в состоянии знать всю истину обо всем: мы можем познать “вещь в себе”, “мир как он есть”.

Это состояние так далеко от нас, что мы не можем представить его себе достоверно. Мы должны понять, что проблески объективного сознания могут появиться только в полностью развитом самосознании.

В состоянии сна могут возникать проблески относительного сознания. В состоянии относительного сознания могут проявляться элементы самосознания. Но если мы хотим иметь более продолжительные периоды самосознания, а не просто проблески, мы должны понять, что они не могут прийти сами собой, они требуют волевых действий. Это значит, что частота и продолжительность моментов самосознания зависит от того, насколько человек управляет самим собой. А это означает, что сознание и воля являются почти одним и тем же явлением или, во всяком случае, аспектами одного и того же явления.

Здесь нужно понять, что первым препятствием на пути развития самосознания в человеке является его убеждение, что он уже обладает самосознанием или, во всяком случае, может иметь его, когда захочет. Очень трудно убедить человека, что он не обладает сознанием и не может им обладать по своей воле. Это особенно трудно потому, что его природа разыгрывает с ним смешной трюк.

Если вы спросите человека, обладает ли он сознанием, или если вы скажете ему, что он не обладает сознанием, он ответит, что он обладает сознанием и что абсурдно утверждать, что это не так, потому что он слышит и понимает вас.

И он полностью прав, хотя в то же время полностью не прав. Это трюк его природы. Он будет прав, что ваш вопрос и ваше замечание на мгновение разбудили в нем смутное сознание. В следующий момент сознание исчезнет. Однако он будет помнить то, что вы сказали и что он ответил, и он, конечно, будет считать, что обладает сознанием.

В действительности, приобретение самосознания означает долгую и тяжелую работу. Как может человек согласится на эту работу, если он считает, что он уже обладает тем предметом, который ему обещают в результате долгой и трудной работы? Разумеется, человек не начнет эту работу и не сочтет ее необходимой, пока он не будет убежден, что он не обладает ни самосознанием, ни всем тем, что связано с ним, т.е. единством и индивидуальностью, постоянным “Я” и волей.

Это приводит нас к вопросу о школе, потому что методы развития самосознания, единства, постоянного “Я” и воли могут быть даны только в специальной школе. Это должно быть ясно понято.

Люди, живущие на уровне относительного сознания, не могут найти эти методы сами: эти методы не могут быть описаны в книге или преподаны в обычной школе по той простой причине, что они различны для различных людей и что нет универсальных методов, они одинаково ко всем не применяются. Иными словами, это значит, что те, кто хочет изменить состояния сознания, нуждаются в школе. Но прежде всего они должны осознать эту нужду. До тех пор, пока они думают, что могут что-то делать сами, они не смогут воспользоваться школой, даже если они ее найдут. Школы существуют для тех, кто в них нуждается, и кто знает, что они в них нуждаются.

Идея школы -изучение различных видов школ, а также школьных принципов и методов - занимает очень важное место в той психологии, которая связана с идеей эволюции, потому что без школы не может быть никакой эволюции. Не может быть даже начала пути, так как известно, что нельзя сделать первый шаг, не зная куда. Еще в меньшей степени можно продолжать двигаться или достигнуть чего-либо. Это значит, что за полным освобождением от первой иллюзии -что человек уже имеет все, что может иметь, -должно последовать освобождение от второй иллюзии -что человек может достигнуть чего-либо сам по себе, -ибо сам по себе он ничего достигнуть не может.

Эти лекции не школа и даже не начало школы. Школа требует высокого напряжения работы. Но в лекциях я могу сообщить тем, кто хочет слышать, некоторые идеи о том, как школы работают и как они могут быть найдены.

Я дал выше два определения психологии.

Во-первых я утверждал, что психология является изучением возможного развития человека, во-вторых, что психология является изучением самого себя.

Я имел ввиду, что стоит изучать только ту психологию, которая исследует эволюцию человека, а психология, которая охватывает только одну фазу человека без знания чего-либо о других фазах, является явно не полной и не может иметь какой нибудь ценности, даже в исключительно научном смысле, т.е. с точки зрения эксперимента и наблюдения. Данная фаза, которая изучается обычной психологией, в действительности не существует как нечто раздельное и состоит из многих этапов, которые ведут от низших фаз к высшим. Более того, те же эксперименты и наблюдения показывают, что нельзя изучать психологию тем способом, каким можно изучать любую другую науку, не связанную непосредственно с самим человеком. Изучение психологии надо начинать с самого себя.

Соединяя, во-первых, то, что мы не можем знать о следующей фазе эволюции человека, заключающейся, во-первых, в приобретении самосознания, внутреннего единства, постоянного “Я” и воли; во-вторых, в накоплении определенного материала, который мы можем получать из самонаблюдения, то есть осознании отсутствия у нас многих сил и способностей, приписываемых нами, мы придем к новым сложностям в понимании значения психологии и необходимости нового определения.

Два определения , данных в предыдущей лекции, недостаточны, потому что человек сам по себе не знает, каковы возможности его развития, и не видит, где он в настоящее время находится, и приписывает себе черты, определяющие высшие фазы эволюции. Фактически он не способен изучать себя, будучи не в состоянии различать между воображаемым и реальным в себе самом.

P.D.Ouspensky Psychology of Mans Possible Evolution. L., 1937                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz