Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

 

Успенский. Отождествление. Часть5.

Это засыпание имеет определенные собственные черты, неизвестные, или по крайней мере, незарегистрированные и неназванные в обычной психологии. Эти черты нуждаются в особом изучении.

Их две. Первая называется отождествление. Отождествление -это любопытное состояние, в котором человек проводит больше половины своей жизни. Он отождествляет себя со всем: с тем, что он говорит, что чувствует, во что он верит, во что не верит, чего он желает, чего не желает, что привлекает его, что отталкивает. Он сливается со всем, и он не может отделить себя от идеи, чувства или объекта, которыми он поглощен. Это значит, что в состоянии отождествления человек не может отстранено смотреть на объект своего отождествления. Трудно найти даже самую малую вещь, с которой человек не был бы в состоянии отождествить себя. В то же время, в состоянии отождествления человек меньше контролирует свои механические реакции, чем в любое другое время. Такие проявления, как ложь, фантазия, выражение отрицательных эмоций и постоянная болтовня нуждаются в отождествлении. Если человек будет в состоянии освободится от отождествления, он сможет освободится от многих бесполезных и глупых проявлений.

Отождествление, его смысл, причины и результаты чрезвычайно хорошо описаны в книге “Добротолюбие”, которая упоминалась в первой лекции. Но никакого следа понимания его нельзя найти в современной психологии. Это совершенно забытое “психологическое открытие”.

Второе усыпляющие состояние, родственное отождествлению, -это учитывание. Фактически учитывание -это отождествление с людьми. Это состояние, в котором человек постоянно озабочен тем, что другие люди думают о нем, отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т.д. Учитывание играет очень важную роль в жизни каждого человека, но у некоторых людей оно становится навязчивой идеей. Вся их жизнь наполнена учитыванием, т.е. озабоченностью, сомнением, подозрением, и не остается места для чего-нибудь другого.

Мифы о “комплексе неполноценности” и других “комплексах” являются плодами неясно проявленных и непонятных феноменов “отождествления” и “учитывания”.

И “отждествление” и “учитывание” необходимо очень серьезно фиксировать. Только при полном знании их, можно с ними бороться. Если человек не в состоянии распознать их в себе, он может очень легко увидеть их в других. Но он должен знать, что ничем не отличается от других. В этом смысле все люди равны.

Возвращаясь к тому, что было сказано, нам нужно яснее понять, с чего должно начаться развитие человека и каким образом самоизучение может помочь ему.

С самого начала мы сталкиваемся с трудностями в нашем языке. Например, мы хотим говорить о человеке с точки зрения его развития. Но слово “человек” в обычном языке не допускает каких-либо вариаций или градаций. Человек, не обладающий сознанием, и не подозревающий об этом; человек, который стремится стать сознательным; человек, который обладает полным сознанием, -все это одно и то же в нашем языке. В каждом случае это “человек”. Для того, чтобы обойти эту трудность и помочь студенту с классификацией его новых идей, система делит понятие “человек” на семь категорий.

Первые три категории существуют практически на одном и том же уровне.

Человек №1, в котором двигательный и инстинктивный центры преобладают над интеллектуальными и эмоциональными, то есть ФИЗИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Человек №2, в котором эмоциональный центр преобладает над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Человек №3, в котором интеллектуальный центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

В обычной жизни мы встречаемся только с этими категориями людей. Каждый из нас, и все, кого мы знаем, являются человеком №1 или №2, или №3. Существуют более высокие категории людей, но люди не рождаются уже принадлежащие к этим категориям. Все они рождаются человеком №1,№2,№3 и могут достичь высших категорий только с помощью школы.

Человек №4 не рождается как таковой. Он является продуктом школьной культуры. Он отличается от человека №1, №2, №3 знанием самого себя, пониманием своего положения, технически выражаясь, обретением постоянного центра тяжести. Это последние значит, что достижение единства, самосознания, постоянного “Я” и воли, т.е. идея развития уже стала для него более важной, чем другие интересы. К характеристике человека №4 надо добавить еще то, что его функции и центры более уравновешены, достичь чего невозможно без обретения школьных принципов и методов.

Человек №5 -это человек, который достиг единства и самосознания. Он отличается от обычного человека тем, что в нем уже работает один из высших центров и что он обладает множеством функций и способностей, которыми обычный человек, т.е. человек №1, №2, №3, не обладает.

Человек №6 -это человек, который обладает объективным сознанием. Другой высший центр работает в нем. Он обладает новыми способностями и многими свойствами, которые находятся за пределами понимания обычного человека.

Человек №7 -это человек, который достиг всего, что человек может достичь. Он имеет постоянное “Я” и свободную волю. Он может контролировать все состояние сознания в себе, и он уже не может утратить что-нибудь из того, что он приобрел. Согласно другим описаниям, он бессмертен в пределах солнечной системы.

Понимание этого деления людей на семь категорий очень важно, ибо это деление имеет большое применение при самых различных способах применения при самых различных способах изучения человеческой психики. Оно дает в руки тех, кто его понимает, очень сильный и тонкий инструмент, или орудие для определения явлений, которые без него невозможно определить.

Возьмем, например, общие понятия религии, искусства, науки и философии. Начав с религии, мы можем сразу увидеть, что должна существовать религия человека №1, то есть все формы фетишизма, независимо от того, как они называются, религия человека №2, то есть эмоциональная, сентиментальная религия, переходящая иногда в фанатизм, в грубейшие формы нетерпимости, преследование еретиков и т.п., религия человека №3, то есть теоретическая схоластическая религия, полная споров о словах, формах, ритуалах, которые становятся более важными, чем что-либо другое, религия человека №4 открывается человеку, который работает над саморазвитием, религия человека №5, достигшего единства, и касается областей, которые люди №1, №2, и №3 не могут ни видеть, ни знать, наконец, религия человека №6 и религия человека №7, ни об одной из которых мы не можем ничего знать.

То же деление применимо к искусству, науке и философии. Такое расширение понятий значительно увеличивает возможность нахождения правильных решений для многих наших проблем. Кроме того, это еще означает, что система дает нам возможность изучения нового языка, то есть нового для нас. Этот язык поможет нам связать идеи различных типов, которые в действительности различны. Деление слова человек на семь слов -человек №1,2,3,4,5,6,7, со всем, что из этого вытекает, -является примером такого нового языка.

Это дает нам четвертое определение психологии как изучение нового языка. И этот новый язык является универсальным языком, который люди иногда пытаются найти или изобрести.

Выражение “универсальный язык”, или “философский язык” не нужно понимать в метафорическом смысле. Этот язык универсален в том смысле, в каком универсальны математические символы. И кроме того, он включает в себя все, о чем люди могут думать. Даже несколько слов этого языка, которые были объяснены, дают вам возможность думать и говорить с большой точностью, чем это возможно в обычном языке, используя любую существующую научную или философскую терминологию или номенклатуру.

P.D.Ouspensky Psychology of Mans Possible Evolution. L., 1937                                            

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz