Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

 Психология возможного развития человека.Часть1.

Я буду говорить об изучении психологии. Но должен вас предупредить, что психология, о которой я говорю, чрезвычайно отличается от всего того, что вам может быть известно под этим названием.

Для начала я должен отметить, что никогда в истории психология не стояла на таком низком уровне, как в настоящее время. Она потеряла все связи со своими истоками и со своим смыслом, и поэтому теперь трудно даже определить сам термин “психология”, то есть объяснить, что такое психология и каков предмет ее изучения. И это несмотря на тот факт, что никогда в истории не существовало так много психологических теорий и такое множество работ по психологии.

Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология является, пожалуй, самой древней и, к несчастью, в своих существенных чертах -забытой наукой.

Для определения психологии необходимо понять, что психология, за исключением последнего времени, не была известна под своим именем. Психологию всегда подозревали по тем или иным причинам в ложных или “подрывных” тенденциях: религиозных, политических либо моральных, и потому она должна была принимать различные обличия.

В течение тысячелетий психология существовала под именем философии. В Индии все формы йоги, в сущности являющиеся психологией, описывались как одна из шести систем философии. Суфийские учения, также психологические по существу, рассматриваются частично как религиозные и частично как метафизические. В Европе еще совсем недавно, в последние десятилетия 19-го века, многие работы по психологии представлялись как философские. Несмотря на тот факт, что почти все разделы философии, такие, как логика, теория познания, этика, эстетика, относились к работе человеческого ума или чувств, психология считалась наукой, низшей по отношению к философии и относящейся только к низшим и более обыденным сторонам человеческой природы.

Параллельно с существованием под именем философии психология была известна еще в связи с той или другой религией. Это не значит, что религия и психология когда-либо были одним и тем же или что связь между ними была осознана. Однако нет сомнений в том, что почти все известные религии -конечно, я не имею в виду современные суррогаты религии -развивали тот или иной вид психологического учения, часто связанного с определенной практикой. Так что занятия религией часто были занятиями психологией.

Существует много замечательных работ по психологии в ортодоксальной религиозной литературе многих стран и эпох. В период раннего христианства, например, была известна коллекция книг различных авторов под общим названием “Добротолюбие”, в настоящее время используемая в Восточной церкви для наставления монахов.

В периоды, когда психология была связана с философией и религией, она также существовала в форме искусства. Поэзия, драма, скульптура, танец, даже архитектура служили для передачи психологического знания. Например, готические соборы были, по сути, работами по психологии.

В древние времена, еще до того, как философия, религия и искусства разделили свои сферы и приняли знакомые нам формы, психология существовала в форме мистерий в Египте и Древней Греции.

После исчезновения мистерий психология существовала в форме символических учений, иногда связанных с той или иной религией, а порой вне всякой связи с религией, например, в астрологии, алхимии, магии и позднее - в масонстве, оккультизме и теософии.

Здесь необходимо отметить, что все психологические системы и доктрины, которые существуют или существовали открыто, и те, которые были скрыты или замаскированы, могут быть разделены на две основные категории.

Первая: системы, которые изучают человека таким, каков он есть, или таким, каким они его представляют себе. Современная “научная” психология или то, что известно под этим именем, принадлежит к этой категории.

Вторая: системы, изучающие человека не с точки зрения, каков он есть или кажется, а каким он может стать, т.е. с точки зрения его возможной эволюции.

Эти последние на самом деле и являются первичными или, во всяком случае, древнейшими, и только они могут объяснить забытый источник и смысл психологии.

Когда мы поймем важность изучения человека с точки зрения его возможной эволюции, мы увидим, что самым первым ответом на вопрос, что такое психология, будет следующее: психология -это изучение принципов, законов и фактов возможной эволюции человека.

Такой подход и будет положен в основу моих лекций. Нашим первым вопросом будет, что означает эволюция человека, и вторым -существуют ли особые условия, необходимые для нее.

Что касается общепринятых взглядов на происхождение и предшествующую эволюцию человека, то я должен сразу сказать, что они неприемлемы. Мы должны понять, что мы ничего не знаем о происхождении человека и у нас нет доказательств его физической и умственной эволюции.

Напротив, если мы обратимся к историческому человечеству, т.е. человечеству последних десяти-пятнадцати тысяч лет, мы обнаружим безошибочные признаки высшего типа человека, существование которого подтверждается очевидностью древних монументов и памятников, которые не могут быть воспроизведены современным человеком.

Если рассматривать доисторического человека или существа, внешне сходные и в то же время резко отличающиеся от него, кости которых иногда находят в отложениях ледникового или доледникового периодов, нет оснований не принять вполне возможную версию, что кости эти принадлежат существам, совершенно отличным от человека, которые давно вымерли.

Отрицая предшествующую эволюцию человека, мы должны отказать ему в возможности будущей механической эволюции, т.е. эволюции, которая происходит сама по себе по законам отбора и наследственности, без сознательных усилий человека и понимания его возможного развития.

Нашим исходным утверждением будет то, что человек, каким мы его знаем, не есть существо завершенное, что природа развивает его только до определенного момента, а затем оставляет его для того, что бы он развивался дальше собственными усилиями и приспособлениями, либо жил и умер таким, каким родился, или же, напротив, деградировал и потерял способность к развитию.

Эволюция человека в данном случае означает развитие определенных внутренних качеств и черт, которые обычно остаются неразвитыми, не могут развиваться сами по себе.

Опыт и наблюдения показывают, что такое развитие возможно только в определенных условиях и с определенного рода конкретными усилиями со стороны самого человека при наличии необходимой помощи тех, кто начал подобную работу раньше и уже достиг определенного уровня развития или хотя бы определенного знания методов.

Мы должны исходить из того, что без усилий эволюция невозможна. Она также невозможна без помощи.

Затем нам следует понять, что на этом пути развития человек должен стать другим  существом, и мы должны знать и понимать, в каком смысле и какими путями пойдет изменение человека и что это такое -другое существо.

Нам нужно также усвоить, что все люди не могут развиваться и стать другими. Эволюция это результат личных усилий, и в масштабах человечества она редкое исключение. Это может звучать странно, но мы должны понять, что эволюция не только редка, но становится все более и более редкой.

Из предшествующих утверждений, естественно, возникает много вопросов.

Что значит, что человек на пути эволюции должен стать другим существом?

Что значит понятие “другое существо”?

Какие внутренние качества или черты могут быть развиты в человеке и как этого можно достичь?

Почему не могут развиваться все люди и стать другими? Почему такая несправедливость?

Я постараюсь ответить на эти вопросы и начну с последнего: почему не все люди могут развиваться и стать другими существами?

Ответ очень прост. Потому что они не хотят этого. Потому что они не знают об этом и не поймут без длительной подготовки, что это значит, даже если и дать им эту идею.

Основная идея заключается в том, что, чтобы стать другим существом, человек должен очень этого хотеть в течении долгого времени. Мимолетное или неясное желание,вызванное неудовлетворенностью внешними условиями, не создаст достаточного побуждения.

Эволюция человека зависит от его понимания того, чего он может достичь и чем он должен поступится.

Если человек не хочет этого или хочет недостаточно сильно и не прилагает необходимых усилий, он никогда не разовьется. Поэтому здесь нельзя усмотреть несправедливости. С какой стати человек должен иметь то, чего он не хочет? Если бы человека заставили изменится, в то время как он вполне удовлетворен своим состоянием, тогда бы имела место несправедливость.

Теперь надо спросить, что означает другое существо.

Если мы рассмотрим весь известный по этому вопросу материал, мы найдем утверждение, что на пути превращения в другое существо человек приобретает много новых качеств и сил, которыми он сейчас не обладает. Таково общее утверждение всех систем, признающих идею психологического, или внутреннего роста человека.

Но этого не достаточно. Даже самые подробные описания этих новых сил вряд ли помогут нам понять, откуда и каким образом они появляются. Во всех общепринятых теориях есть одно недостающее звено, даже в уже упомянутых, допускающих возможность человеческой эволюции.

Истина заключается в том, что до приобретения новых способностей или сил, человеку не известных и которыми он не обладает в настоящее время, он должен приобрести способности и силы, которых у него также нет, но которые он себе приписывает, т.е. думает, что они ему известны и он может их использовать и контролировать.

Это и есть упомянутое пропущенное звено, имеющие очень важный смысл.

На пути эволюции, описанной выше, т.е. на пути, основанном на усилии и помощи, человек должен приобрести качества, которые, он полагает, у него есть, но по поводу которых он вводит себя в заблуждение.

Для лучшего уяснения этого положения и распознавания качеств и сил, которыми человек может овладеть, -как тех, что довольно новы и неожиданны для него, так и тех, обладание которыми он себе приписывает, -надо начать с общего знания человека о самом себе.

И здесь мы подходим к очень важному факту. Человек не знает самого себя.

Он не знает собственных ограничений и возможностей. Он даже не представляет, как мало он знает о себе.

Человек изобрел много машин и он знает, что сложная машина иногда требует годы для тщательного ее изучения, прежде чем можно будет ее пользоваться или контролировать ее. Но он не применяет этого знания к себе, хотя он сам является гораздо более сложной машиной, чем любая из  изобретенных им.

У человека полно неправильных представлений о себе. Прежде всего, он не понимает, что он в действительности является машиной.

Что это значит, что человек сам является машиной?

Это значит, что у него нет независимых движений как внутри себя, так и снаружи. Он -машина, которую приводят в движение внешние влияния и воздействия. Все его движения, поступки, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли вызваны внешними влияниями. Сам по себе он -автомат с определенным запасом прошлого опыта и энергии.

Надо усвоить, что человек ничего не может сделать. Но он в это не верит и приписывает себе способность делать. Это его первая ошибка из того, что он приписывает себе.

Это должно быть четко понято. Человек не может делать. Все, что человек думает, что он делает, на самом деле случается. Это происходит таким же образом, как “идет дождь” или “тает снег”.

В английском языке нет таких безличных глагольных форм, которыми можно было бы пользоваться для выражения человеческих действий. Поэтому мы по- прежнему будем говорить, что человек думает, читает, пишет, любит, ненавидит, воюет, дерется и т.д. На самом деле все это “случается”.

Человек не может по своей воле двигаться, думать, или говорить. Он марионетка, приводимая в движение невидимыми нитями. Если он поймет это, он может узнать о себе больше и, возможно, тогда вещи начнут изменятся для него. Но если он не может установить и понять свою полную механичность или если он не захочет принять ее как факт, он не узнает больше ничего, вещи не изменятся для него.

Человек -это машина, но очень своеобразная машина. Он является машиной, которая в определенных обстоятельствах и при правильном обращении может знать, что он является машиной, и, полностью поняв это, может найти пути для того, чтобы перестать быть машиной.

Первое, что человек должен знать, что он не нечто одно, он -нечто многое. Он не имеет одного постоянного и неизменного “Я”, или эго. Он всегда различен. В один момент он один, в другой -другой, в третий -третий и так далее почти без конца. Иллюзия единства, или цельности, создается в человеке, во-первых, на основе ощущения одного физического тела, во-вторых, имени, которое при нормальных обстоятельствах всегда остается одним и тем же, и, в -третьих, по ряду механических привычек, которые привиты ему образованием или являются результатом подражания. Имея всегда одни и те же физические ощущения, слыша всегда одно и то же имя и отмечая в себе те же самые привычки и наклонности, которые были у него раньше, человек верит, что он всегда один и тот же.

На самом деле в человеке нет цельности и контролирующего центра, нет постоянного “Я”, или эго.

Каждая мысль, каждое чувство, ощущение или желание, любое удовольствие или неудовольствие -все это “Я”. Эти “Я” не связаны и не скоординированы между собой. Каждое из них зависит от изменений внешних обстоятельств и от смены впечатлений.

Некоторые из них механически следуют друг за другом, какие-то “Я” всегда сопровождаются другими “Я”. Но в этой цепи нет ни порядка, ни системы.

Определенные группы “Я” находятся в естественной связи. Мы будем говорить о них позднее. Сейчас мы постараемся понять тот факт, что существуют группы “Я”, соединенные только случайными связями или воспоминаниями, или по исключительно воображаемому сходству.

В каждый момент каждое из этих “Я” представляет собой очень маленькую часть нашего “мозга”, “мысли” или “интеллекта”, но каждое из них мнит о себе самом, будто оно представляет целое. Говоря “Я”, человек имеет в виду себя как целое, на самом деле, даже когда он это подразумевает, это всего лишь мелькнувшая мысль, мимолетное настроение или желание. Через час он может совершенно забыть об этом и с такой же убежденностью высказывать противоположное мнение, иную точку зрения, другие интересы. Самое худшее заключается в том, что человек забывает об этом. В большинстве случаев он верит в свое последнее “Я”, которое выражало себя до сих пор, пока другое “Я”, иногда совершенно не связанное с предыдущим, не заявляло о своем мнении или желании громче, чем предыдущее.

P.D.Ouspensky Psychology of Mans Possible Evolution. L., 1937

                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz