Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

Йога во имя жизни!

Автор *Шраддхопады шастры "(это работа китайского буддизма Махаяны) наставляет так: "Если даже он (человек, медитирующий обычно в статической позе) встанет с того места, где сидел, будет уходить, приходить, двигаться вперед, стоять или заниматься какой-либо другой деятельностью, он должен всегда непрестанно думать о реализации методов спасения (упайя), и   должен находится в соответствии с истинной природой дхарм, непрерывно созерцая и интуитивно анализируя".

При действительном соблюдении такого требования сознание человека должно вначале испытывать болезненное раздвоение, когда вдруг появился -помимо обычных повседневных проблем -некий "пукт", к  которому должно быть стянуто внимание.

В буддийских, скажем, монастырях быт у монахов достаточно прост, как и те работы, которые им приходится выполнять в качестве неизбежной трудовой повинности. Поэтому они успешно могли размышлять о спасении, одновременно размельчая в ступе цзамбу, -эти два рода занятий не противоречили друг другу.

Но разбирать непростые дифуры или обдумывать узкие места теории струн одновременно созерцая последовательность заданных гуру изменений лика божества, -это вряд ли осуществимо как сегодня, так и в будущем.

Поэтому как ученые -теоретики  заведомо исключены из сферы прямого материального производства, так и созерцателям нужны (по крайней мере на первых парах) совершенно особые условия для того,  чтобы  они могли успешно заниматься "игрой в бисер".

Итак, если наставления Шраддхопада Шастры воплощаются в жизнь, то в  сознание субъекта ежедневно и ежечасно начинает внедрятся некая, параллельная всему остальному доминанта, к которой он постепенно привыкает, подобно тому как перестает человек замечать надетую на зуб коронку.

Эта добавочная доминанта является, собственно говоря, свернутой программой потому что адепт знает что именно развернется перед его внутренним взором когда наступит прозрение.

Когда бодрствующее сознание адаптируется к наличию "посторонней" доминанты, она станет стереотипом и программа автоматически опустится на иной уровень, погрузившись в материал подсознания. С этого момента она существует как бы в двух видах: как постоянно "освежаемый" раздражитель в бодрствующем сознании, и как некая "вещь в себе", граната с выдернутой  чекой, брошенная в темноту неосознаваемого. Постоянное памятование будет активизировать эту невидимую "бомбу", накалять ее. И когда-нибудь она рванет, -это и будет то, что обычно называют озарением, - процесс лавинообразной перестройки структуры сознания. Из подсознательного "выплеснется" фонтан запрограммированной мифологической "реальности" именно в таком виде, как это бесчисленное количество раз было обрисовано гуру, мучительно представлялось в бесчисленных попытках визуализаций.

Повторим последовательность событий еще раз вкратце. Первым этапом "прорыва" к не двойственности будет постоянное размышление-памятование о том, что должен увидеть созерцатель. Второй этап -медитация, которая является усиленным и углубленным размышление на эту же тему, но теперь уже в моно режиме сознания, с полной отстройкой от помех внешнего мира. Это нечто вроде "вызывания духов" из подсознания. Известно как в общем они должны "выглядеть", но когда и как это произойдет -не знает никто.

Интересная деталь: освобождение считается совершенным, когда во время трансового созерцания на внутрепсихическом экране созерцатель с высокой степенью совпадения наблюдает именно то, что должен быть видеть согласно доктринально-мифологическим представлениям данной школы или системы. Малейшие отклонение от запрограммированной  последовательности  развития созерцаемой "картины" свидетельствует о том, что реализация не была полной, -независимо от "накала" переживаемого при этом экстатического состояния.

Такой скрупулезный подход может лишь говорить о том, что самым важным для обучаемого созерцателя считалось достижение стопроцентного управления созерцаемым материалом. С одной стороны должна была быть полная непринужденность, свобода в обращении с содержанием визуализации, -в любое время  и без лишних усилий следовало "увидеть" именно и исключительно предписанное, без никаких купюр, с другой -абсолютная детерминированность содержимого визуализации, -только это и  только в такой последовательности. Для ученика по крайней мере -отойти от  предписанного было более чем немыслимым. Любое "не то" квалифицировалось как ересь несовершенства.

Итак - акт достижения тождества с Абсолютом или не двойственности по сути дела есть не что иное как прорыв анамнестического барьера между сознанием и подсознательным. Происходит величайшее по своей значимости событие: сознание, воля и медитационное "давление" заставляют подсознание  "открыться" при, если так можно сказать, бодрствующем сознании, сработать в нужном направлении. Это прецедент, который теперь всегда может быть повторен с меньшими усилиями, и в конце концов непроницаемая обычно стена между сознанием и бессознательным станет легко преодолимой. Т.е. сознательно можно будет вмешиваться в работу подсознания.

Но, безусловно, всем этим  практикам и попыткам должна соответственно предшествовать более простая работа по управлению сознанием, например -то же созерцание не управляемого  потока образов, которое имеет место в стадии или на этапе овладения пратьяхарой.

А также в начале овладения созерцанием, когда мы учимся сосредотачиваться на каком-либо внешнем объекте. Когда же пратьяхара осуществлена, то и объект и само упражнение в сосредоточении становятся ненужными. Об этом говорит следующее  утверждение в текстах йоги: "Шип вынимается шипом, потом оба отбрасываются".

Сосредоточение, кстати, может быть  как образным так и безобразным. Об этом говорит Б,Л,Смирнов, приводя в пример учеников Рамакришны ("Нараяния", 159,19), когда двоих из них он погрузил в самадхи, причем первый пережил яркие видения, а второй не видел вообще ничего. Рамакришна нашел их обеих пригодными для йогической практики, но сделал оговорку что "тот который ничего не видел и впредь ничего не увидит", находясь в трансе.

Когда при освоении сенсорной депривации по зрительному каналу "образные переживания отсутствуют, задача лишь усложняется, не меняя в целом своего характера. С течением времени либо что-то все же "проявится" на внутрипсихическом  экране, либо практикующий научится сначала улавливать, а затем и контролировать движение глазных яблок с тем, чтобы в начале затормозить их, а затем вообще блокировать движение. В данном случае концентрация внимания будет не на потоке образов, но на прецессии глазных  яблок.

Но мы нашу модель строим допуская необходимые упрощения с тем, чтобы не влезать в дебри  частных случаев. Нам необходимо, базируясь на личном опыте и доступной литературе, построить внутренне непротиворечивую модель происходящего на различных стадиях самьямы. Поэтому ход событий излагается так, словно мы имеем дело с эйдетиком.

Итак, в начальной пратьяхаре мы логически обосновали наличие спонтанности "первого рода", -спонтанности не активированного сознания, которая и наблюдается адептом йоги.

В случае же осуществленной успешно трансовой медитации озарение или просветление является как бы реализацией доминанты, "навязанной" сознанием подсознанию. Происходит  "прорыв" подсознания  в сферу сознательного, причем в результате этого меняется сама личность именно из-за изменения "отношений" сознания с подсознательным, -меняется структура обеих.                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz