Философия

Возврат на главную      Возврат философия       

 

Исторические корни йоги.

Чтобы сделать хотя бы попытку проследить исторические корни такого явления как йога, нам придется сделать короткий, но необходимый экскурс в историю возникновения цивилизации на полуострове Индостан.

По данным археологических исследований, на которые мы будем и впредь с необходимостью ссылаться, в период нижнего и верхнего палеолита /примерно 450000 лет назад, и ближе к нашему времени, полуостров был с достаточной  плотностью заселен первобытным человеком.

Средний палеолит охватывает условно период до 40 0000 лет до нашей эры. От 40 000 до 10000 лет до нашей эры- верхний палеолит. Это- эпоха родовых общин и каменных орудий.

Мезолит- период от десятого до шестого тысячелетия д.н.э. В это время существовали параллельно и охота, и собирательство, к тому же в начале мезолита  уже было пастушество, что говорит о приручении и одомашнивании животных. Период с начала седьмого тысячелетия д.н.э. обычно называют неолитом. Исследования показали, что уже в это время часть населения Индии была оседлыми земледельцами.

В пятом тысячелетии до н.э. повсеместного и широкого развития среди населения Индостана  достигли скотоводство и пастушество, параллельно с земледелием,. охотой и собирательством.

Возникновение широко известных благодаря многолетнему  самоотверженному труду археологов, цивилизации Мохенджо- Даро и Хараппы датируется примерно началом третьего тысячелетия до н.э.

Как мы знаем, в культурных слоях этих ископаемых городов, а также множества других поселений этого и более раннего периода, было найдено большое количество изделий из камня и керамики, в том числе и так называемые "печати".

На некоторых из них изображено трехликое божество, сидящее в позе, которая вне сомнения является если и не йоговской асаной, то прямой предшественницей таковой. Божество это идентифицируют обычно как Протошиву, - предтечу грозного бога индийского пантеона.

Во втором тысячелетии до н.э. в Индии проникли знаменитые арии, вопрос о происхождении которых    является спорным. Юго-Восточная Европа, Южнорусские степи, Западный Иран- это далеко не все области, которые рассматриваются различными исследователями как родина Ариев. Но существует еще проблема наличия в санскрите огромного количества древнеславянских  корней, есть например, слово "мясо", параллельно существует "говядина", что не может  не вызывать удивления, т.к. на санскрите корова обозначается словом "го", что также требует удовлетворительного объяснения.

Древнейший из сохранившихся литературных памятников арийских племен "Ригведа". Возникновение ее датируется второй половиной второго тысячелетия до н.э.

 Резкое же ослабление жизнеспособности Хараппской  цивилизации  произошло (согласно данным карбонногоанализа) в период с  1900 по 1700 года до н.э. Из этого очевидно, что вторжение ариев и упа­док Хараппы - события никак не связанные между собой.

В настоящее время научные круги склонны отождествлять создателей "Ригведы" с носителями культуры серой расписной керамики. По сведениям археологии они были скотоводами по преимуществу, отчасти - охотниками, поклонялись огню, лошади и птицам. В этот же период отмечается возникновение добычи и обработки железа.

В  "Ригведе", в отличие от более позднего времени, более часты обращения к богам не от отдельного человека, но от коллектива - общины.

В эпоху вед повсеместное и очень широкое распространение приобрели магические ритуалы, в том числе различные жертвоприношения.

Наряду с "Ригведой" древнейший корпус ведийской литературы составляют еще три самхиты- сборники гимнов.

Если "Ригведа" - это Веда гимнов богам, то "Самаведа"- это Веда песнопений; "Яджурведа" - Веда жертвенных формул; "Атхарведа" - Веда заклинаний. Далее идут более поздние дополнения или тексты к каждой из четырех Вед, называемые "Брахманы". У каждой Самхиты есть несколько Брахман. Еще позднее (как считается сегодня) были созданы "Араньяки" - "наставления отшельникам", "лесные книги", и, наконец, самым поздним их развитием являются "Упанишады"

Если Веды с позднейшими сопроводительными текстами являют собой громадный свод магической (в основном) обрядности, то Араньяки и в особенности упанишады - не что иное как объяснение скрытого смысла этих обрядов. .Одновременно Упанишады есть не что иное как первые религиозно- философские тексты.

Всего известно более двухсот Упанишад, примерно десять самые древние из них специалисты относят примерно к седьмому веку до н.э.

"Упанишад" означает примерно "сидеть рядом", т.е. здесь подразумевалось известная передача  тайного или сокровенного знания от учителя к ученику непосредственно.

Аксиомой сегодня является тот факт что любые первобытные  общества земного шара характерны наличием в них с  незапамятной древности многообразных магических ритуалов. Эти магические действия были различными по форме, имели разную (в зависимости от климатических условий и уровня развития абстрактных представлений) направленность. Известна магия охотничья, земледельческая  и бытовая, связанная с рождением, смертью и текущими взаимоотношениями людей.

Что вообще есть магия и какие инвариантные черты присущи любому магическому действию вне зависимости от  его характера?

В своей работе "Первобытное общество и ритуал"  Харрисон определяет так: "Магия покоится на принципе, согласно которому посредством получения иллюзии о возможности управления реальностью вы можете на самом деле контролировать ее. В своей начальной  стадии она является просто подражанием".

Понятно, что на самом деле техника магических действий носит иллюзорный характер и не способна влиять на реальность, но она дополняет  целесообразные действия человека. Ясно что если земледельцы бросили семена злаков во взрыхленную почву, то для урожая необходим дождь. И люди не желая испытать голод, хотят вызвать его во что бы то не стало если капризы природы  сулят засуху. Очевидным для нас является также факт, что усилия кучки людей никакого эффекта на состояние погоды оказать не могут, но неизбежно влияют на тех, кто эти действия производит.

Древнейшие магические обряды имели, по видимому, исключительно коллективный характер, потому что первобытный человек был  мал и ничтожен перед неизмеримой мощью природы, обретая некоторое ощущение уверенности только среди себе подобных.

Археологические находки свидетельствуют что древние арии были в основном скотоводами и лишь отчасти занимались охотой. Кроме того у них был сильно развит культ лошади. Цивилизация же Хараппы носила выраженный земледельческий характер. К настоящему времени общепринято мнение о том что "многие мифологические и космографические представления эпохи Хараппы вошли в состав индуизма, буддизма и джайнизма, хотя ,конечно, претерпели значительную трансформацию" (ИВД, стр.113.).

Это с одной стороны. Но с этой цивилизацией на определенном этапе вступили во взаимодействие скотоводческие племена ариев.

Известно что "ведийская религия почти не знает женских божеств." (Нараяния, Ылым, 1984, стр.247), в то время как боги Хараппы и дравидийских племен были в основном большинстве своем женского рода. Кроме того даже имеющиеся в пантеоне мужские божества непременно обладали женскими ипостасями.

Дебипрасад Чаттопадхьяя в своей (достаточно спорной и путанной )работе "Локаята Даршана" показывает, что в первообщинном периоде истории древней Индии земледельческая магия изначально была только женским занятием. Существует гипотеза, что тантра  вместе с своей  йогической "частью" сложилась на почве культов земледельческой магии времен матриархата, т.е. не менее чем за 7000 лет до н.э.

"После ассимиляции ариев, - как замечает Б.Л.Смирнов, - культ Великой Матери стал проникать в ведическую религию и расшатывать ее". (Нараяния, стр.247).

"Тантра" - "означает ткацкий станок", "ткань", "сплетение", - или "ритуал", "опора". (Чаттопахьяя переводит как "размножение").

Известно, что практика тантрической йоги есть не что иное как *сат чакра бхеда*,  почти то же самое, что позднее назвали Кундалини - йогой.

Б,Л,Смирнов отмечает: "Знаменательно, что с течением времени значение женских ипоностасей все возрастало". (Нараяния, 248.).

При внимательном изучении целого ряда работ весьма почтенных авторов, различные высказывания которые были приведены в начальной части выпуска, вырисовывается следующая, достаточно реальная, на наш взгляд, гипотеза.

А именно: йога, действительно пришедшая к нам из неизмеримых глубин истории в виде целого ряда практических приемов, также претерпела некую последовательность изменений с течением времени.

Подобно тому как ведийский пантеон вначале "подавил" до какой -то степени племенные культы, а затем они "взяли реванш", размывая его, - подобное, на наш взгляд, произошло и с йогой.

В текстах "Махабхараты" (например- глава 302, шлока57 *Мокшадхармы*) есть ссылки на то, что до Патанджали с его "Йога-сутрой" уже существовало множество трактатов по йоге.

Чаттопадхьяя в *Локаяте..." также константирует что "...йога *Йога-сутры", по всей вероятности, во многом отличается от практики первоначальной  йоги.* (Л.Д.стр.475.).

И далее там же: "В этой точке зрения нет ничего нового. Ее обосновали видные ученые. Некоторые из них склонны даже искать происхождение йоги в магической практике первобытного общества. Однако вопрос остается открытым."

Весьма показательно, что даже такой непринужденный диалектик-марксист как Чаттопадхьяя в пределах одной работы дважды прямо противоречил сам себе (по крайней мере рассуждая о йоге).

В одном месте он говорит, что следует  искать подлинные истоки происхождения йоги в тантре, в другом - что они непременно должны быть признаны вытекающими из ведического ритуала.

На наш взгляд противоречие это кажущееся, потому что йога возникла раньше и  Тантры и , тем более, Вед.

Ход наших рассуждений примерно следующий. До перехода к земледелию первобытно -общинное содружество людей Индостана пережило этап собирательства и охоты. И нет ничего странного в предположении что, практикуя обряды охотничьей магии, первобытные охотники принимали или имитировали положение зверей, формы их очертаний, стараясь заполучить их свойства, - ловкость, живучесть и силу. С течением времени наблюдательные индивидуумы поняли, что определенные действия (с какой бы целью они не производились ) обеспечивают психологический комфорт вообще независимо от характера акции, успех осуществления которой они должны были  магически обеспечить.

Состояния, которые вначале снимали инстинктивный страх дикаря перед бытием и природой, изменяли  поведение и самочувствие его так, что он не мог не поразится этому, они неминуемо должны были приобрести в первобытной  иерархии статус священных .

И когда первичная, сложившаяся  еще, возможно, в неолите ритуальная "техника" "оторвалась" от своего первоначального магического предназначения и стала особым, независимым, не имеющим аналогов внутренним ритуалом - это и стало  началом движения во времени той йоги, которая,  отфильтровавшись сквозь бесчисленные модификации и влияния- сегодня дошла до нас.                                               

^ back to top ^

 
  Возврат философия    
Используются технологии uCoz